Горячая десятка

Историческая поэтика на фоне споров о современной критике

10 лучших статей из рубрики «Теория литературы»

Сентябрьская подборка посвящена исторической поэтике. Редакция журнала «Вопросы литературы» выбрала 10 статей, рассказывающих о стратегиях развития Digital Humanities, гуманитарной угрозе для теории литературы, метакритике, русском формализме, ренессансном сонете, Веселовском в англоязычной интерпретации, а также сделала стенограмму круглого стола современных критиков. 

О возможных стратегиях развития Digital Humanities

Digital Humanities привнесли новые инструменты и новую методологию в традиционное гуманитарное исследование. Но всякий инструмент имеет свою цену. Насколько серьезны ограничения статистических методов для гуманитарной сферы? Позволяют ли цифровые технологии переосмыслить или пересобрать объект гуманитарного знания? Статья Гавриила Беляка

«Теория литературы Два» как гуманитарная угроза

В статье Валерия Тюпы рассматривается одна из новейших тенденций в области теоретического литературоведения. Отказ от эстетического творчества, фетишизация инструментов письма, устремленная к «постгуманизму», поиск «врагов» далеко не безобидны в современной ситуации кризисного состояния человеческой культуры.

Игра остромыслия в ренессансном сонете

Остромыслие/остроумие, бывшее одним из ключевых понятий елизаветинской эпохи и стилем мышления, разнообразно проявляло себя в различных жанрах. В ренессансном сонете оно стало одной из форм рефлексии, трансформирующей жанровую условность, порождающей антипетраркизм. Особый стиль острой речи не всегда ощущается русскими переводчиками, не улавливающими речевой игры и упускающими в переводе важнейшие составляющие лирического сюжета. В качестве примера приведен сонет 9 и предложен его новый перевод. О сонете рассуждал Игорь Шайтанов.

Роль критики в современной литературе. Круглый стол на Форуме молодых писателей

Публикуются материалы круглого стола, состоявшегося в октябре 2016 года на Форуме молодых писателей России, стран СНГ и зарубежья. Молодые критики обсуждают насущные проблемы жанра и формата критического высказывания в разных изданиях (от глянцевого до научного журнала, от районной газеты до федеральных телеканалов), недостатки современной литературной критики и литературного процесса в целом, образ читателя критики и художественной литературы. Круглый стол демонстрирует разнообразие творческих подходов и задач. В круглом столе участвовали Андрей Тимофеев, Константин Комаров, Игорь Дуардович, Владимир Коркунов, Валерия Пустовая, Елена Пестерева, Евгений Коновалов, Елена Сафронова.  

«Takes two to tango». Александр Веселовский в англоязычной интерпретации

Статья Игоря Шайтанова представляет собой развернутый аналитический отклик на англоязычный сборник материалов, посвященный А. Веселовскому, — «Persistent Forms. Exploration in Historical Poetics» (2016). Оценивая представленные в сборнике работы, автор соглашается с тем, что самое важное сегодня — суметь применить историческую поэтику, но напоминает, что успех применения будет зависеть от того, насколько проницательным окажется ее понимание, в полной мере учитывающее предшествующий опыт ее издания, комментирования, интерпретации.

Судьбы метакритики в эпоху мегакризиса

В статье Олега Осовского рассматриваются причины кризиса современной отечественной литературной теории, коренящиеся в игнорировании ее представителями принципов и традиций академического литературоведения. В ходе критического разбора монографии культуролога, литературоведа и критика И. Кукулина показаны характерные недостатки исследовательского подхода, определяемого приоритетом «теории» по отношению к традиционному историко-литературному и историко-культурному анализу масштабных явлений 1920–1970-х годов, современности и постсовременности.

Русский формализм во французском освещении: смена репутаций, академические традиции, контекст

В связи с выходом монографии К. Депретто «Формализм в России: предшественники, история, контекст» (2015) в статье Алексея Холикова обсуждаются актуальные проблемы написания истории русского академического литературоведения ХХ века в его достижениях и поражениях. Поднимаются вопросы о смене научных репутаций, академических традициях и контекстах изучения литературоведческих школ и направлений.

Гностический след в «Исторической поэтике»

В статье «Историческая поэтика» А. Веселовского сопоставляется с его ранними работами о миграции библейских апокрифов. Веселовский указал на связь апокрифов с гностическими сектами и акцентировал мировоззренческое значение гностической доктрины о дуализме добра и зла. Однако интерес ученого к гностицизму не ограничивается работами об апокрифах; его следы можно увидеть также в «Исторической поэтике» (например, в учении о мотивах). Статья Михаила Одесского.

Формализм как явление исторической поэтики

Статья Игоря Шайтанова посвящена уточнению контекста, в котором сложился русский формализм, и определению истоков существенных для него идей и понятий. В какой мере русские формалисты наследовали исторической поэтике А. Веселовского, а в какой мере опровергали ее? К каким аспектам теории Веселовского восходят такие в разное время и с разным значением употребляемые формалистами понятия, как «традиция», «генезис», «борьба жанров»? Отвечая на эти вопросы, статья позволяет проследить путь наследования формалистами национальной традиции филологической мысли и прочитать их с большим доверием к присущей им (и так часто отрицаемой) способности эволюционировать.

Перечитывая А. Веселовского в XXI веке 

Обычно возвращаешься к А. Веселовскому в связи с вопросами сравнительно-исторического метода, сюжетов и мотивов, историко-литературного процесса, эволюции жанров. Возвращаешься несмотря на то, что все это не раз уже перечитано, передумано и кроме небольших уточнений ничего нового вроде бы не сулит. «Веселовский сделал то, что поднимает его теорию на исключительную высоту, — пишет О. Фрейденберг, — несмотря на отдельные промахи и недостатки, он показал, что поэтические категории суть исторические категории, и в этом его основная заслуга». В этом емком определении Фрейденберг — весь портрет Веселовского из студенческого времени автора статьи. Но весь ли Веселовский в этом портрете? Статья Веры Зубаревой