Лики творчества Владимира Соловьева. С приложением «Краткой повести об Антихристе»
Актуальность этого феноменологического очерка не вызывает сомнения и объяснима «духовным магнетизмом» фигуры Вл. Соловьева и тем значением, которое имеет его творческое наследие для истории российской культуры. Своей книгой С. Носов негласно продолжает многолетний спор философов и филологов о Соловьеве, предлагая собственное видение эстетической и литературно-критической деятельности философа. Несмотря на авторское признание в предисловии о пристрастности толкования общедоступного материала и «вольности научной», серьезность тона исследования бесспорна.
Носов оставляет открытым риторический вопрос о том, стоит ли считать Соловьева философом-поэтом или поэтом-философом. С одной стороны, основа мировосприятия философа — «художественная, чувственная по своим слагаемым» (с. 200). Философское творчество Соловьева питалось его переживаниями, вытекало из характерных черт самой личности — мечтателя и визионера. Эстетика Соловьева, эта «лирическая философия красоты» (с. 135), с ее верой в единство природы и искусства, вновь подтверждает власть художественного начала в его миросозерцании. Литературная критика Соловьева — «манифестация сокровенного в его убеждениях, духовных стремлениях и творчестве» (с. 206), где не нужно было утаивать поэтическую стихию своего мировосприятия.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2009