№4, 2009/Литературное сегодня

Версия действительности

В череде так называемых «классических экранизаций», которая пришлась на начало XXI века, в их продолжающемся ряду («Идиот» В. Бортко, «Преступление и наказание» Д. Светозарова, «Золотой теленок» У. Шилкиной) вырисовывается одна отчетливая линия, создающая своего рода сюжет в сюжете. Вышедшие друг за другом в течение менее чем двух лет, эти сериалы — «Мастер и Маргарита» (2005), «Доктор Живаго» и «В круге первом» (оба — 2006) — теперь могут быть восприняты как части трилогии, хронологически и событийно упорядочивающей действительность начала прошлого века и выстраивающей собственную систему взаимоотношений человека с эпохой. Последовательность получается вот такой:

Апокалипсис Серебряного века плюс относительно благополучное время нэпа и скрежет уже закручивающихся гаек сталинизма — «Доктор Живаго».

Смертоносные 30-е годы и быт потустороннего мира Большой Лубянки — «Мастер и Маргарита» (первоначально на подобный «экскурс» в организм государственной машины претендовали «Дети Арбата» Эшпая (2004), но там внутренний тон мелодрамы, звучащий из-под исторического антуража, перекрывал трагическую вероятность происходящего: тюрьма тюрьмой, ссылка ссылкой, однако Саша Панкратов — все тот же прямодушный студент, и Юра Шарок — герой-любовник, подтянутый красавец в форме офицера НКВД — вызывает не ненависть к системе, как в романе А. Рыбакова, а, скорее, сочувствие к вот таким ее выкормышам, своей трагической, а отчасти даже героической, гибелью расплачиваясь за совершенные преступления).

Наконец, сфера лагерного небытия — конечно же, «В круге первом».

Создатели сериалов стремятся не только к просветительской деятельности — привлечь внимание нового поколения к классическим образцам; следуя внутренним запросам сегодняшнего дня, они стремятся к восстановлению контекста эпохи, к тому, чтобы проявить — современными средствами — исторический негатив. Отсюда и всякого рода «вольности» сценаристов, допущенные при воспроизведении внутренней атмосферы первоисточника. Некоторые черты текста усилены, огрублены, другие, напротив, — смазываются, ретушируются; предпринимается попытка проникновения не столько в экранизируемый текст, сколько в специфику времени, вызвавшего к жизни первоисточник сериала.

Меньше всего изменился в этом смысле сценарий романа «В круге первом» (режиссер Г. Панфилов, 2006) — думаю, не просто потому, что над сценарием сериала работал сам Солженицын, но и потому, что историческая точность, психологическая наглядность его романа практически не оставляет ходов для «вольной трактовки». Единственное, на что пошел Панфилов, — это сокращение диалогов, «пролистывание» тех сцен, которые у Солженицына занимают добрые главы. Таков разговор Клары и Руськи Доронина, одновременно организующий любовную линию и дающий ключ к характеру этого отчаянного мальчишки, лишенного в лагере молодости и любви; таковы ночные бдения зэков в общей комнате с круглосуточно горящими лампами.

Роман «В круге первом» — книга, время действия в которой спрессовано, сжато в три дня, — пожалуй, менее всего рожден быть сериалом. Обособленному, автономному, потустороннему хронотопу шарашки для адекватного изображения и представления необходим столь же автономно организованный хронотоп полнометражного фильма, необходима четкая композиция, способная зрительно передать семантику смещения жизненных пространств: линейность происходящего с внешней стороны колючей проволоки — и движение героя по кругу, по внутренним сферам, в ее пределах. Сериал же, где каждый эпизод по определению должен быть передан линейным, последовательным изображением, разрушил главное: архитектонику солженицынского романа. И это — при всех его достоинствах: игра актеров (Е. Миронов в роли Нержина, С. Карякин в роли Сологдина), которую, как известно, оценил и сам Солженицын, точность фактуры, историческая достоверность…

Несколько сложнее обстоит дело с сериалом «Мастер и Маргарита» (режиссер В. Бортко, 2005). Степень достоверности его соотношения с текстом Булгакова анализирует в своем отклике А.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2009

Цитировать

Погорелая, Е.А. Версия действительности / Е.А. Погорелая // Вопросы литературы. - 2009 - №4. - C. 97-104
Копировать