№6, 2009/Книжный разворот

К. Кроо. Интертекстуальная поэтика романа И. С. Тургенева «Рудин». Чтения по русской и европейской литературе

 

Монография венгерской исследовательницы Каталин Кроо рассматривает интертекстуальные связи тургеневского романа с произведениями не только русской, но и зарубежной литературы. Как отмечает автор работы в предисловии, интертекстуальный слой «Рудина» весьма обширен, поэтому в данном исследовании рассматривается только один, но очень важный его сегмент, образующий в романе особого рода семантический сюжет, сосуществующий в виде комплекса мотивов наравне с сюжетом событийным. Его исходной ситуацией становится противопоставление мотивов слова как пустословия и слова как поступка, как дела, а результатом развития сюжета становится разрешение этого противопоставления, снятие противоречия между словом и делом Рудина. В процессе изменения семантического взаимоотношения слова и дела центральная роль принадлежит мотиву путешествия, пути, странствия, причем странствия в первую очередь внутреннего, душевного — ведь разрешение этой дилеммы должно произойти в первую очередь в сознании самого Рудина. Вводится этот мотив через интертекстуальные связи с пушкинским романом в стихах и комедией Грибоедова. Путешествие Онегина и странствия Чацкого становятся своего рода интертекстуальной матрицей, по которой движется развитие семантического сюжета «Рудина». Исследователь отмечает интертекстуальное влияние мифа об Орфее из «Метаморфоз» Овидия, рыцарских романов и столь важных для творчества Тургенева второй половины 1850-х годов произведений, как «Гамлет» и «Дон Кихот».

Но значение монографии Каталин Кроо состоит не только в пристальном интертекстуальном и текстуальном анализе. Еще одним немаловажным аспектом работы является выявление зачастую очень тонких структурных взаимосвязей первого романа Тургенева с произведениями русской и мировой литературы в исторической перспективе, а изучение взаимодействия различных интертекстуальных кодов внутри произведения вполне может стать базой для будущих исследований поэтики интертекстуальности. Стоит отметить, что результаты монографии приобретают особенный интерес, если рассмотреть «Рудина» в контексте историко-культурной ситуации своего времени — как одно из первых произведений русской литературы, где в центре внимания оказывается особый культурно-исторический тип личности — «человек сороковых годов». Само это словосочетание тогда еще не вошло в употребление, своеобразным культурным и языковым клише оно станет десятилетием позже, после выхода в свет романа Писемского «Люди сороковых годов». А в 1855 году, когда создавался «Рудин», только-только завершилось «мрачное семилетие», постепенно приоткрывались «умственные плотины», и в литературной, и в общественной жизни актуальной задачей становится поиск путей дальнейшего развития после вынужденной семилетней паузы, поиск своего рода точки опоры в предшествующей литературной и интеллектуальной традиции.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2009

Цитировать

Лазутин, В. К. Кроо. Интертекстуальная поэтика романа И. С. Тургенева «Рудин». Чтения по русской и европейской литературе / В. Лазутин // Вопросы литературы. - 2009 - №6. - C. 488-489
Копировать