В январской подборке мы собрали 10 лучших статей о писательницах XX и XXI веков: Черубине де Габриак, Анне Ахматовой, Марине Цветаевой, Нине Берберовой, Вирджинии Вулф, Людмиле Петрушевской, Маргарите Хемлин, Ольге Славниковой, Майе Кучерской, Елене Катишонок, Ирине Богатыревой и Мариам Петросян.
Тайная вакансия: Черубина де Габриак, Анна Ахматова и Марина Цветаева
Статья представляет собой главу из вышедшей в 2020 году в серии «ЖЗЛ» биографии Черубины де Габриак (Е. Дмитриевой). Сюжет, рассматриваемый в статье, — боковой к биографии: это история личных и творческих взаимоотношений Черубины де Габриак с двумя ключевыми фигурами женской поэзии ее времени — А. Ахматовой и М. Цветаевой.
Статья Елены Погорелой.
«Здесь, в Америке, были мною встречены люди, о которых говорить еще не время…» Нина Берберова и Роберт Оппенгеймер
Автобиография Берберовой «Курсив мой» (1960–1966) построена по закону обратной перспективы. О своей жизни в Америке, где к моменту окончания книги Берберова находилась уже пятнадцать лет, она говорит относительно мало. А если и говорит, то с упором на самые первые, общие впечатления от страны, поразившей ее грандиозностью архитектуры, разнообразием природы, доброжелательностью людей.
О Нине Берберовой рассказывает Ирина Винокурова.
Парадоксы любви. Русская тема в романе В. Вулф «Орландо»
Очевидно, что «Орландо» (1928) — роман прежде всего о творчестве. Для В. Вулф стихия творчества того же рода, что и стихия любви. Как любовь наиболее полно высвечивает человека, так и его произведения являются ступеньками к нему самому. Следовательно, самоидентификация художника невозможна без острой влюбленности в людей, природу, дом — то есть в окружающий мир. Важную роль здесь играет национальная и культурная идентичность.
О парадоксах любви рассуждает Елена Соловьева.
Людмила Петрушевская в садах других возможностей. Восемь лет спустя
Писать медитативное эссе о романе Людмилы Петрушевской «Номер Один, или В садах других возможностей» через восемь лет после издания — занятие, на первый взгляд, нелепое. Восемь лет — вполне себе срок для того, чтобы текст «отлежался» для научных изысканий.
Роман открывает «другие возможности» прочтения. Яснее проступает сама структура текста, который выстроен не как цельный словесный нарратив, а как визуализированный код компьютерной игры. Речь, таким образом, о далеко не надуманной проблеме влияния компьютерных технологий на художественный текст. Почему-то нигде не было высказано тезиса о том, что «Номер Один, или В садах других возможностей» — это своеобразный шифр, ключ к которому — компьютерная игра, являющаяся не частным случаем проявления постмодернистской эстетики, а организующим началом, которое, подобно Розеттскому камню, служит отправной точкой для расшифровки текстовой головоломки.
Статья Филиппа Катаева.
История одного поколения. Маргарита Хемлин
Маргарита Хемлин впервые заявила о себе как писатель в 2005 году, когда в журнале «Знамя» появился цикл ее рассказов «Прощание еврейки». К своему дебюту она шла долго: сначала был литературный институт и семинар поэзии «под началом» Льва Озерова, потом — театральная критика и работа на телевидении.
Статья Лидии Хесед.
Граница между небом и землей. Ольга Славникова
Путь Ольги Славниковой — пример направленной эволюции и смелой работы над ошибками. Если борьба за лидерство в современной литературе порой похожа на бокс (с амбициозными коллегами или неподатливым читателем), то Славникова — обладатель чемпионских поясов сразу по нескольким версиям: за лучший роман дают «Русского Букера» («2017», 2006), за лучший рассказ — премию имени Юрия Казакова («Сестры Черепановы», 2009). Добавить к тому финалы премий им. Аполлона Григорьева и им. И. П. Белкина за лучшую повесть («Бессмертный», 2001) и еще одной «Казаковки» («Басилевс», 2008) — и окажется, что не так много прозаиков могут побороться со Славниковой за титул чемпионки 2000-х. Впрочем, дело не только в количестве и качестве регалий: они — лишь закономерное следствие неустанной работы по обогащению «вещества прозы».
Статья Жанны Галиевой.
Тайна исповеди. Майя Кучерская
Майя Кучерская — автор нескольких крупноформатных текстов (повести «История одного знакомства», разножанрового цикла «Современный патерик», романов «Бог дождя» и «Тетя Мотя») и нескольких (в том числе «святочных» и «пасхальных») рассказов. Не так уж и много, если учесть, что «История одного знакомства» и «Бог дождя» являются, фактически, двумя редакциями одного и того же произведения. Однако каждый литературный опыт Кучерской становится не просто поводом для серьезной дискуссии, но и заметным событием в нашей не слишком богатой событиями литературной жизни.
Статья Екатерины Ивановой.
Повторение пройденного. Елена Катишонок
В статье рассматриваются романы Елены Катишонок, выходившие с 2010 по 2014 год, анализируются характеры героев в их соотнесенности с эпохой. Прослеживаются специфические особенности характерологии героев и построения сюжета, образ времени, а также тема дома, актуальная для русской литературы.
Статья Марины Кульгавчук.
In via veritas. Ирина Богатырева
В статье предлагается обзор романов и повестей современного российского автора И. Богатыревой. Критик выделяет основные мотивы ее сюжетики, а также рассматривает специфические особенности хронотопа и мифологических аллюзий, в изобилии содержащихся как в исторических, так и в современных богатыревских романах.
Статья Марии Лебедевой.
Дом vs. Наружность. О романе Мариам Петросян
«Дом, в котором…»
В каком-то смысле писать про «Дом, в котором…» Мариам Петросян сегодня — значит опоздать навсегда. Роман стал одной из главных книг 2009 года, получил «Студенческий Букер», «Русскую премию» и победил в читательском голосовании «Большой книги». Ведущие критики, словно сговорившись, неустанно пели ему дифирамбы и единодушно заявляли, что «таких» книг не было давно. «Таких»: честных, умных, почти ни на что не похожих. Но — странно — говоря о непохожести, тут же пытались найти истоки, определить, откуда есть пошла книга, захватившая всех. Вспоминали и «Белое на черном» букеровского лауреата Рубена Давида Гонсалеса Гальего, и «Гадких лебедей» братьев Стругацких, и «Республику ШКИД» Григория Белых и Леонида Пантелеева, и «Гарри Поттера» Джоан Роулинг — то есть все произведения, действие которых происходит в необычных школах-интернатах. Вписывали в ряд — и тут же говорили об исключительности.
Статья Татьяны Соловьевой.