№3, 2013/Литературное сегодня

Тайна исповеди. Майя Кучерская

Майя Кучерская — автор четырех крупноформатных текстов (повести «История одного знакомства», разножанрового цикла «Современный патерик», романов «Бог дождя» и «Тетя Мотя») и нескольких (в том числе «святочных» и «пасхальных») рассказов. Не так уж и много, если учесть, что «История одного знакомства» и «Бог дождя» являются, фактически, двумя редакциями одного и того же произведения. Однако каждый литературный опыт Кучерской становился не просто поводом для серьезной дискуссии, но и заметным событием в нашей не слишком богатой событиями литературной жизни.

«История одного знакомства» и «Современный патерик», согласно признанию Кучерской написанные чуть ли не одновременно1, предлагают нам два варианта раскрытия центральной темы ее творчества: очной ставки между опытом Церкви и современным миром. Темы, которая раскрывается драматически в «Боге дождя» (1996-2006), сатирически в «Патерике» (2004) и как будто уходит на второй план в «Тете Моте» (2012)…

Несколько слов необходимо сказать о соотношении повести «История одного знакомства» и романа «Бог дождя». Сама Кучерская проводит между ними границу достаточно резко, говоря о том, что повесть — это текст, близкий к нон-фикшн, что-то вроде исповеди, в то время как роман — это стилизация. Однако «сравнительный — даже постраничный — анализ не дает картины «полной переработки романа» <…> все смысловые и формальные признаки остались в новой версии без существенных изменений» 2.

Критика высоко оценила и первую, и вторую редакцию этого текста, нетривиальный сплав «очень тонкого и нервного любовного романа»3 и литературной исповеди, которая «даже не жанр, а сюжетная составляющая»4, отметила литературную и метафизическую дерзость замысла и явственный след «человеческого документа», забвение литературных норм и художественное чувство меры, человеческую тактичность, которая может стать литературном фактом только при условии высокого писательского мастерства. Это действительно «сильная, «предельная», искренняя вещь», в которой «Кучерская правдиво показала духовный путь немалой части своего поколения и опасности, подстерегающие на этом пути»5.

  1. «Кажется, первые истории «Патерика» появились до «Бога дождя», точнее, первого варианта «Бога дождя», а последний вариант «Бога дождя» появился после «Патерика», потому что у «Бога дождя» — два варианта, один 1996-го, другой 2006 года… » (Кучерская М. «Все наши письмена — автопортреты души» // http://www.sinergia-lib.ru/index.php? section_id=119&id=151).[]
  2. Кайдалова Н. Камень, брошенный в небо // Новый мир. 2008. № 1.[]
  3. Лебедушкина О. О домах на камне и на песке // Дружба народов. 2003. № 6.[]
  4. Шеваров Д. Откровение помыслов // Новый мир. 1999. № 7. []
  5. Кайдалова Н. Указ. соч.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2013

Цитировать

Иванова, Е.А. Тайна исповеди. Майя Кучерская / Е.А. Иванова // Вопросы литературы. - 2013 - №3. - C. 267-283
Копировать