Декабрьская подборка посвящена авторам, которые писали в изменившийся стране и пытались осмыслить новую реальность с названием Советский Союз. Редакция журнала выбрала статьи, посвященные горьковскому авангардизму, творчеству Ильи Сельвинского, Артема Веселого, Бориса Пильняка, Андрея Платонова, Бенедикта Лифшица, Евгения Петрова, Ярослава Смелякова и Сергея Третьякова.
«Черный квадрат». О границах горьковского авангардизма
В статье Людмилы Борисовой исследуется авангардная составляющая прозы Горького. Обращается внимание на знаковую образность и роль деформации в горьковских описаниях. Показано, как остранение, бывшее поначалу у Горького приемом, в «Жизни Клима Самгина» становится организующим принципом повествования. Расхождения писателя с авангардом объясняются духовными причинами, что подтверждается негативной семантикой «черного квадрата».
«Улялаевщина» Сельвинского в 1924–1927 годах. Реконструкция допечатной истории поэмы на основе архивных источников
Статья Анны Красниковой представляет собой подробную реконструкцию истории написания и публикации поэмы И. Сельвинского «Улялаевщина», повествующей о Гражданской войне на Урале после революции 1917 года. Автор скрупулезно сличает версии «Улялаевщины» на основе архивных источников и приходит к выводу, что поэма, изначально задуманная как «роман в стихах» о Гражданской войне и разорении большевиками деревень во время продразверстки, сознательно перерабатывается Сельвинским в «образцовый советский эпос», что не могло не сказаться на качестве и интонации текста.
Творчество Ильи Сельвинского в лабиринтах локальных текстов и глобальных контекстов
В статье Александра Люсого идет речь о поэзии И. Сельвинского, бывшего в числе первых авторов «крымского текста» вообще, а сам «крымский текст» заявлен как южный полюс «петербургского текста». Подробным образом исследуются биографическая связь и точки пересечения Сельвинского с Крымом, чтобы объяснить, какие из «крымских» эпизодов биографии поэта оказали влияние на его творчество и как они послужили последующему поиску новой «обетованной» земли.
Волжская дорога Артема Веселого. Материалы к творческой биографии писателя
В статье Стива Левина впервые вводятся в научный оборот в достаточно целостном виде факты творческой биографии А. Веселого, связанные с его пребыванием в волжских городах и регулярными путешествиями по Волге и другим российским рекам в 1920–1930-е годы. Эти факты позволяют уточнить историю создания его произведений разных периодов и создать предпосылки для будущей научной биографии писателя.
«Человек он интересный, но пользы принес нам мало». Вторая поездка Б. Пильняка в Японию глазами советских дипломатов
Статья Елизаветы Гусевой посвящена малоизвестному эпизоду жизни Б. Пильняка — его поездке в Японию в 1932 году. Опираясь на архивные документы, автор раскрывает особенности восприятия Пильняком этой страны, его связи с представителями японской культуры, отношения с советским полпредством в Токио. Впервые публикуется письмо Б. Пильняка заместителю наркома по иностранным делам Л. Карахану с просьбой, касающейся пребывания в СССР в 1932 году Ф. Енэкавы.
Формы разума в художественно-философской системе А. Платонова. На материале рассказа «Мусорный ветер» и повести «Ямская слобода»
В известном рассказе Анны Зегерс, опубликованном в 1972 году, повествуется о том, как однажды в пражском кафе встретились Статья Игоря Лукина посвящена проблеме разума в творчестве А. Платонова. Неоднородность понятия «разум» у писателя позволяет его героям выступать одновременно безумцами и мыслителями. Возникает конфликт между общественным сознанием и мыслью «праведников» Платонова. Их «безумие» в этой борьбе всегда одерживает верх.
Неопубликованные автобиографии Бенедикта Лившица. Материалы о жизни поэта. Публикация, примечания П. Успенского
В статье Павла Успенского публикуются две неизданные автобиографии Бенедикта Лившица 1923 и 1924 годов (ОР ИРЛИ). Публикация сопровождается объемным комментарием, в котором в научный оборот вводятся ранее неизвестные архивные материалы (свидетельства Е. Лившиц, студенческое дело поэта).
Уездный детектив: одесская биография Евгения Петрова (в двух частях, с прологом и эпилогом)
Если верить отечественным справочникам, в 1903 году родился Евгений Катаев, будущий знаменитый писатель. Знаменитым, понятно, стал как Петров, а для псевдонима использовал «усеченное» — на досоветский манер — отчество.
Причины, из-за которых нужен был псевдоним, вроде бы очевидны.
Осенью 1923 года, когда будущий писатель уехал из Одессы, его старший брат, В. Катаев, уже печатался в столичных изданиях. Возникла, значит, перспектива получить к фамилии добавление «младший», хотя с большей вероятностью именовали бы в редакциях «вторым». Наконец, известным прозаиком был однофамилец — И. Катаев. Так что дебютант мог стать и «третьим».
Оксана Киянская и Давид Фельдман пишут уездный детектив о жизни Евгения Петрова.
«Тип литературного чекиста»: Г. Бенн о берлинских лекциях С. Третьякова
В статье Никона Ковалева исследуются лекции С. Третьякова в Германии (1930–1931) и их восприятие немецкой литературной общественностью. Именно критике доклада Третьякова с позиций «чистого искусства» во многом посвящено радиовыступление Г. Бенна «Новый литературный сезон», подробно анализируемое в настоящей статье.
Две молодости Ярослава Смелякова
В статье Сергея Страшнова рассматривается проблема взаимодействия поэзии Я. Смелякова и массового сознания. Особенно подробно характеризуются дебютные произведения, однако учитывается и позднейшая интерпретация времен молодости автора, пришедшейся на первую половину 1930-х годов. Таким образом восстанавливаются основные этапы писательского пути. Пунктирно прочерчивается контекст советской литературы, предшествующий и сопутствующий Я. Смелякову. Воспроизводится полемика, которая активнее всего велась вокруг него в довоенные и в постперестроечные времена.