1 июня — день защиты детей. К этому международному празднику наша редакция подготовила подборку, посвященную детской и подростковой литературе.
Терапия вместо «морали». Об одной новейшей тенденции в отечественной детской литературе
Детская литература началась с «морали»: к забавной истории или «картинке», призванной привлечь ребенка, в XVII–XVIII веках обязательно приклеивался поучительный вывод. С нарастанием романтического культа детства стали все больше через голову ребенка обращаться к взрослому. В ход пошла «мораль наоборот»: «учитесь у детей». В детской литературе XX века прямая, однозначная «мораль», навязываемая ребенку, воспринимается не просто как дурной тон, но и как признак «выпадения» из «большой» литературы. В свою очередь, наличие в произведении для ребенка второго плана, рассчитанного на взрослого, считается одним из основных критериев «хорошо написанного» произведения. Однако в конце XX века установка детской литературы на «мораль» для детей сменяется установкой на «терапию» для взрослых.
Как и почему это произошло — в исследовании Евгении Тиновицкой.
«Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского как повесть о масонской инициации
В числе произведений Погорельского, проникнутых глубоким мистицизмом и духом романтизма, особое место занимает повесть «Черная курица, или Подземные жители», которая является одним из первых (если не самым первым) в истории русской литературы повествований о детстве, раскрывающих внутренний мир ребенка, особенности его психологии, мышления, формирования характера.
Однако Николаю Подосокорскому представляется, что «Черная курица» — это прежде всего повесть об инициации, то есть о прохождении ее героем определенных испытаний/странствий, в результате которых он получает новый духовный опыт. И эта инициация имеет ярко выраженный масонский характер.
Диалоги с подростками. Джей Эшер
В статье Натальи Зелезинской анализируется проза американского писателя Д. Эшера — популярного автора для подростков, поднимающего в своих романах такие темы, как юношеский суицид, взаимоотношения подростков в группе, социальные сети и пр. Автор задается вопросом, что — помимо обращения к подобным остро актуальным и даже болезненным темам — обеспечивает Эшеру популярность и в каком направлении осуществляется его творческая эволюция.
Мари-Од Мюрай: вовлекая другого
В статье Татьяны Соловьевой приводится наиболее полный на сегодняшний день русскоязычный анализ творчества современной французской детской писательницы М.-О. Мюрай — кумира французских подростков, лауреата многочисленных премий, в России «открытой» издательством «Самокат».
Творчество Мюрай рассматривается автором в свете ключевых проблем, ставящихся в ее прозе, — проблемы семейных взаимоотношений, проблемы конфликта традиционного и нового общества, проблемы другого, — а также с учетом всех стилистических особенностей этой прозы.
Короткое детство
В то время как взрослые обсуждают проблемы детской литературы, проводят круглые столы и конференции, подросток на форуме Ленинградской областной детской библиотеки заявляет: «Они не разрешают нам читать, потому что в их детстве таких хороших книг не было!» В статье Дарьи Марковой приводится наиболее полный обзор детской литературы начала XXI века — от стихов-потешек А. Орловой, ориентированных на активных трехлеток, до проблемной подростковой прозы Д. Сабитовой. Опытный критик помогает сориентироваться в этом многообразии, а заодно размышляет, какие тенденции современной детской литературы определяют ее культурную ценность и способствуют движению вперед.
Пограничница. Маша Рупасова
Современный детский поэт Маша Рупасова — любимица как детей, так и взрослых. Первых привлекает ее речевая динамика, блестящая звуковая огранка, сиюминутный и такой узнаваемый комизм ситуаций («А мама не смеется. / И папа не смеется. / И няня не смеется. / Ну как им удается?»), органичное словотворчество («Дедушка! Ты гдедушка?») на ходу… А вторых — то, что современная поэзия наконец-то заговорила с ними о том, что в действительности их волнует, и на понятном им языке.
Читайте подробнее в статье Елены Погорелой.
«Девочка на шаре» и читатели рассказа В. Драгунского
Рассказ В. Драгунского «Девочка на шаре» (1961) давно стал хрестоматийным, его художественные достоинства и смысл в некоторой степени выявлены с психолого-педагогических и литературно-критических позиций. Прослеживая историю текста о мальчике Дениске, впервые попавшем в цирк, Ольга Пичугина стремится расширить границы читательского восприятия.
Просвещенная красавица и природное чудовище. Диалог эпох в пространстве сказочного сюжета
В статье Марии Марковой показано, как современный американский пересказ сказки «Красавица и чудовище» подхватывает и усиливает просвещенческие мотивы французского оригинала, опираясь на национальную традицию — концепцию «домашнего очага».
Не быть островом. Детская литература начала XXI века
Обзор Татьяны Соловьевой посвящен современной детской литературе, как отечественной, так и переводной. Подробно останавливаясь на творчестве ряда современных авторов и проектах издательств, автор предлагает не только непосредственный реестр адресованных детям книжных новинок, но и анализ тенденций, характерных для современного детского чтения, и своеобразную навигацию в пространстве детской литературы 2010-х годов.
Вариации на тему мультфильма «Ну, погоди!»; Из цикла «Таганка-75»
Пять пародий Леонида Филатова на Андрея Вознесенского, Давида Самойлова, Беллу Ахмадулину, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко. Тема пародий — новые серии любимого детского мультфильма «Ну, погоди!». Новые приключения Волка и Зайца в стихах советских поэтов.