№4, 2015/История русской литературы

«Жизнь мне изменяет; уцепился за бессмертие!..». О Долбинской осени В. Жуковского

Слова, вынесенные в заглавие статьи, — цитата из письма Жуковского к Александру Тургеневу из Долбина от 1 декабря 1814 года1. Они с максимальной точностью и эмоциональной силой передают душевное состояние поэта. Крушение надежд и иллюзий, связанных с любовью к Маше Протасовой, и одновременное обретение новой жизненной философии, афористически выраженной в письме от 4 августа 1815 года к тому же Тургеневу: «На свете много прекрасного и без счастия…»2, — способствуют становлению мирозиждительной и жизнетворческой позиции самостояния.

Октябрь, ноябрь и декабрь 1814 года имеют в творческой биографии Жуковского особое значение. После решительного отказа Е. Протасовой в руке М. Протасовой Жуковский, которому однако позволено было жить в Дерпте со всем семейством, испытал невиданный прилив творческого вдохновения. В Долбине, находящемся в Лихвинском уезде Калужской губернии, но расположенном недалеко от тульского города Белева, в поместье своей племянницы, «задушевного друга» и «ангела» А. Киреевской, он открывает новые горизонты своего творческого развития и намечает определенные ориентиры для русской словесной культуры. За три с небольшим месяца он написал около 60 произведений самых разных жанров, в диапазоне от бытовой юмористической записки к соседям («Записка к Полонским») и автопародии («Любовная карусель…») до крупных лиро-эпических опытов в жанрах послания («К кн. Вяземскому и В. Л. Пушкину», «Императору Александру»), лирического гимна («Певец в Кремле»), стихотворной повести («Аббадона») и баллады. Этот феномен творческого развития поэта получил название Долбинской осени Жуковского. И ее 200-летие — повод для систематизации многочисленных материалов, нередко хранящихся в рукописных собраниях поэта, и для осмысления ее места и значения в русском историко-литературном процессе.

Переломный момент личной судьбы поэта и необыкновенная интенсивность творчества определили новизну эстетической позиции Жуковского: «…писать и жить, как пишешь. Стоить своего счастья, и оно будет наше <…> быть поэтом и писать не для низкого всеобщего одобрения, а для семейства прекрасных людей, с которыми породнишься посредством высоких, неложных и хорошо выраженных чувств, которые, может быть, останутся и для потомства? Слава, истинная слава! А для меня она выше, нежели для других»3 — эти слова из письма к А. Тургеневу от 20 октября 1814 года, в которых варьируются основные эстетические тезисы послания «К кн. Вяземскому и В. Л. Пушкину», почти дословно совпадают с «Выпиской из моего устава» на обороте титульного листа одной из рабочих тетрадей Жуковского осени 1814 года: «Заниматься беспрестанно и всегда самым лучшим образом. Во всякую минуту думать: не могу не сделать это лучше — и делать. Доверенность к творцу и надежда на все хорошее. Аминь! Activitе dans mon petit cercle. Persеvеrance! Ein einziger Augenblick kann alles umgestalten. Счастие впереди! Вопреки всему будь его достоин, и оно будет твое»4. (Этот эпиграф, предпосланный Жуковским целому периоду своей творческой жизни, свидетельствует о том, что сам поэт хорошо осознавал переломный характер трех последних месяцев 1814 года.) Излюбленные словесные мотивы и нравственные постулаты, сформулированные в этой записи, надолго определят его жизненную позицию. Слово «persеvеrance» (настойчивость, упорство, твердость, терпение) — лейтмотивное в эпистолярных документах Жуковского 1814 года: еще 31 июля он писал А. Киреевской: «Подумаем же вместе, какую бы одну фразу выбрать покороче, но такую, чтобы ее можно было растянуть на всю жизнь <…> Persеvеrance, да и только <…> Что ни есть доброго в настоящем и будущем, все можно прицепить к этому слову»5. Слово «persеvеrance», так же как и любимая Жуковским цитата из поэмы К.-М. Виланда «Оберон» («Единый миг все может изменить»), — это лейтмотивы его переписки с М. Протасовой в 1814-1815 годах6.

Он сам назвал стихотворения, созданные в этом пространственно-временном локусе, «долбинскими». Автографы практически всех текстов, созданных Жуковским в октябре — декабре 1814 года (за исключением двух — «Ноябрь» и [А. А. Воейковой] «Сашка, Сашка…»), сосредоточены в двух рабочих тетрадях, озаглавленных рукой Жуковского «Долбинские стихотворения I»7 и «Долбинские стихотворения II»8. Эти материалы свидетельствуют о том, что Жуковский осознавал долбинские стихотворения как особый этап своей творческой биографии и определенное художественное единство. Обе рабочие тетради открываются списками произведений, созданных Жуковским Долбинской осенью; еще один такой список сохранился в папке с планами и набросками стихотворений Жуковского, которая описана И. Бычковым под № 77: последний представляет собой подневную хронологическую роспись за ноябрь — декабрь 1814 года; два предыдущих — жанрово-тематическую роспись, в которой долбинские стихотворения сгруппированы по жанровым рубрикам. Оба списка открываются стихотворением «Библия», далее под № 2 собраны антологические стихотворения (эпиграммы, эпитафии), под № 3 — альбомные стихи, под № 4 — домашняя поэзия и шуточные послания, под № 5 — литературно-критические послания, под № 6 и далее — лиро-эпос: баллады, «Аббадона», «Императору Александру», «Певец в Кремле». Поскольку эти списки чрезвычайно важны для датировки долбинских стихотворений, приводим их здесь полностью. Сокращения Жуковского дополняются в угловых скобках, зачеркивания воспроизведены в квадратных.

I. Хронологическая роспись Долбинских стихотворений (РНБ, оп. 1, № 77, л. 25; в столбец).

27 сент. ября> — 1 октября> В Мишенском. 2 окт.ября> Добрый совет в альбом В. А. Азбукину>. 4-5 октября> Библия. 6 октября> Записка Бесподобная записка к трем сестрицам в Москву>. Росписка Маши>. Мотылек. Желание и наслаждение>. Мелочи. 9-10 октября> У баронессы М. А. Черкасовой>. 11 октября>. В альбом баронессе Е. И. Черкасовой>. 14 октября> К Вяземск.ому> и Пушк.ину>. 15 октября> Послание к Плещееву. 17 октября> Записка к барон.ессе М. А. Черкасовой>. [Белев]. 19 октября> К Полонским. 14-19 октября> Старушка. 20-22 октября> У баронессы М. А. Черкасовой>. 23 октября> Мелочи. 24-27 октября> Варвик. 28-30 октября> Алина и Альсим. Эльвина и Эдвин. 31 октября> У Плещеева. 1-3 нояб.ря> Ахилл. 4 ноября> В альбом Анне Ив.ановне Плещеевой> (У Плещ.еевых>). 5 ноября> Послание к Вяз.емскому>. 8-9 ноября> Посл.ание> к Вяз.емскому>. 12 ноября> В Белеве. 9-13 ноября> Эолова арфа. 14-16 ноября> Посл.ание> к Госуд.арю — «Императору Александру»>. 17-23 ноября> Ответ, Послание> к Госуд.арю>, Искупл.ение>, Аббадона. 24 ноября> к баронессе М. А. Черкасовой>. 1-4 декаб.ря> Планы. Отобр.ать все>. Теон и Эсхин>. Начало Певца в Кремле>. 4-11 декабря> Аббад.она>. К Голиц.ыной — неосуществленный замысел>. 21-24. У бар.онессы>. План для Авд.отьи> Петр.овны Киреевской>. Писать к Павл.у> и Мих.аилу>. 25-31. К Ант.онскому> и Увар.ову — неосуществленные замыслы>.

II. Жанрово-тематическая подборка Долбинских стихотворений (РГАЛИ, оп. 1, № 13, л. 1 — «Долбинские стихотворения I»).

1. Библия. 2. Мотылек. Желание и наслаждение>. Эпитафии и пр.очие> мелкие пиесы. Амур и мудрость. Феникс и голубка. Безрассудное мщение. Бесполезная скромность и все, что случилось написать мелочи. 3. Добрый совет в альбом В. А. Азбукину>. Записка к трем сестр.ицам> в Москву. Росписка Маши. В альбом баронессы Е. И. Черкасовой>. В альбом Петруше барону И. П. Черкасову>. 4. Записка к баронесссе М. А. Черкасовой>. Записка к Полонским. Послание к Плещееву. 5. Послание к Вяземскому и Пушкину. Послание к Вяземскому. 6. Варвик, Эльвина и Эдвин, Алина и Альсим. 7. Ахилл. 8. Старушка. 9. Послание к Государю. 10. Песнь на 25 декаб.ря — «Певец в Кремле»>. 11. Искупление «Вадим»>. 12. Нина В альбом А. И. Плещеевой>. 13. Эолова арфа.

III. Жанрово-тематическая подборка Долбинских стихотворений с указанием времени написания (РГАЛИ, оп. 3, № 8, л. 1 — «Долбинские стихотворения II»).

1. Библия 4-5 окт.ября>. 2. Мотылек 7 окт.ября> Желание и наслаждение>. 8 окт.ября>. Феникс и голубка 23 о.ктября> Безрассудное мщение, Бесполезная скромность 23 о.ктября>. 3. Записка к трем сестрицам в Москву>. 6 о.ктября> Росписка Маши. 6 о.ктября> В альбом баронессы Е. И. Черкасовой>. 11 о.ктября> 4. Записка к баронессе М. А. Черкасовой>. 17 октября>. Записка к Полонским 19 октября>. Послание к Плещееву 15 о.ктября> 5. Послание к Вяземскому и Пушкину 14-17 о.ктября>. Послание к Вяземскому. 6. Алина и Альсим 27-30 октября>. Эльвина и Эдвин 28-30 октября>. 7. Варвик 24-27 окт.ября>. 8. Старушка 14-19 окт.ября> 9. Послание к государю 13 ноября>. 10. Песнь на торжество «Певец в Кремле»>. 11. Аббадона. 12. Ахилл 1-3 ноября. 13 [Нина. Искупл.ение>]. 14. Искупление «Вадим»>. 15. Эолова арфа. Ноября 9-13. 16. Послание к Вяземскому 7 ноября>. 17. Послание к Вяз.емскому>. 8-9 ноября>. 18. Послание к Антонскому Неосуществленный замысел>. 19. Пиндар. 20. К Воейкову. «О, Воейков! видно, нам…»>. 21. Тульск.ая> балл.ада>. 22. Максим. 23. К Кавелину. 24. К Букильону. 25.

  1. Письма В. А. Жуковского к Александру Ивановичу Тургеневу. М.: Изд. «Русского архива», 1895. С. 131.[]
  2. Там же. С. 151. Подробнее см.: Янушкевич А. С. Философия счастья в творчестве В. А. Жуковского и Ф. И. Тютчева // Ф. И. Тютчев: Грани поэтического мира / Сб. ст. под ред. Н. Е. Меднис. Новосибирск: НГПУ, 2007.[]
  3. Письма В. А. Жуковского к Александру Ивановичу Тургеневу. С. 126.[]
  4. РГАЛИ. Ф. 198. Оп. 1. № 13. Л. 1 об. Перевод: Деятельность в моем маленьком кругу. Терпение! (франц.) Единый миг все может изменить (нем.).[]
  5. Переписка В. А. Жуковского и А. П. Елагиной. 1813-1852 / Сост., подгот. текста, ст. и коммент. Э. М. Жиляковой. М.: Знак, 2009. С. 46.[]
  6. См.: Жуковский В. А. Полн. собр. соч. и писем в 20 тт. Т. 13. М.: Языки русской культуры, 2004. С. 68-121. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с указанием в скобках тома и страницы. []
  7. РГАЛИ. Ф. 198. Оп. 1. № 13.[]
  8. Там же. Оп. 3. № 8. []

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2015

Цитировать

Лебедева, О. «Жизнь мне изменяет; уцепился за бессмертие!..». О Долбинской осени В. Жуковского / О. Лебедева, А. Янушкевич // Вопросы литературы. - 2015 - №4. - C. 152-185
Копировать