№8, 1963/На темы современности

Жизнь – источник творчества!

Программа построения коммунизма – это не только план строительства гигантских электростанций, орошения пустынь, внедрения автоматики в массовое производство. Программа построения коммунизма – это еще и воспитание нового сознания, формирование духовных и нравственных качеств человека будущего. Не случайно именно в последнее время партия уделяет так много внимания всем областям идеологической жизни советского народа. Встречи в Кремле руководителей партии и правительства с представителями творческой интеллигенции, июньский Пленум ЦК КПСС, обсудивший очередные задачи идеологической работы партии, стали крупнейшими событиями нашей культурной жизни. В речи Н. С. Хрущева на Пленуме ЦК КПСС «Марксизм-ленинизм – наше знамя, наше боевое оружие» дана ясная и широкая программа идеологического обеспечения развернутого строительства коммунизма на современном этапе, неотразимой атаки на идеологию империалистической реакции. Конечно же, советские писатели приложат все силы, чтобы держать в блестящем состоянии, в постоянной боевой готовности наше идеологическое оружие.

Повышение воспитательной роли – так сформулирована в Программе КПСС центральная задача литературы.

«Партия считает главным в идеологической работе на современном этапе, – говорится в Программе, – воспитание всех трудящихся в духе высокой идейности и преданности коммунизму, коммунистического отношения к труду и общественному хозяйству, полное преодоление пережитков буржуазных взглядов и нравов, всестороннее, гармоническое развитие личности, создание подлинного богатства духовной культуры».

Повышение воспитательной роли литературы и искусства, подчеркивается в партийных документах, немыслимо без неразрывной связи с жизнью народа, без внимательного и глубокого изучения художниками нашей героической современности, без настойчивых поисков нового, всего, что достойно подражания, что может служить строителям коммунизма нравственным эталоном, без страстного обличения всего, что стоит на нашем пути, мешает дальнейшему движению вперед.

Пленум ЦК КПСС особо отметил, что в воспитании нового человека, в формировании коммунистической культуры огромное значение имеет дальнейшее развитие литературы и искусства. «Поддерживая все истинно ценное, отражающее стремление художника раскрыть и в ярких образах запечатлеть грандиозные свершения эпохи строительства коммунизма, величие подвигов советского человека, – говорится в Постановлении Пленума, – партия будет и впредь вести бескомпромиссную борьбу против любых идейных шатаний, проповеди мирного сосуществования идеологий, против формалистического трюкачества, серости и ремесленничества в художественном творчестве, за партийность и народность советского искусства – искусства социалистического реализма».

Июньский Пленум ЦК КПСС поднял на новую ступень всю нашу идеологическую работу. Он подытожил и суммировал все идеологические завоевания партии за целый исторический период- период, который справедливо называют великим десятилетием в жизни советского народа.

Решения Пленума свидетельствуют о торжестве ленинского стиля во всех сферах партийной и государственной жизни, укрепляют связь идеологии и материального производства.

Уделив большое внимание литературе и искусству, Пленум с новой силой утвердил незыблемость ленинского принципа партийности, разоблачил лживость и пустоту буржуазно-анархических разговоров о «свободе творчества».

«Мы призываем писать правдиво, пусть даже о самом мрачном, об отрицательном, но писать правдиво, с жизнеутверждающих позиций», – говорил Н, С. Хрущев, обращаясь к деятелям литературы и искусства. И в другом месте своего выступления он особо подчеркивал:

«Партия осуждает тех, кто навешивает ярлык «лакировщика» на наших писателей, деятелей искусства. Разве является лакировщиком тот, кто пишет о всем добром, что сделали наш народ, наша партия? Конечно, нет! Писатель, деятель искусства, который стоит на позициях партийности, правдиво отражает в своих произведениях и положительные и отрицательные явления в жизни общества, и делает это с жизнеутверждающих позиций. В нашей жизни, конечно, есть недостатки, но новое, революционное, утверждается и растет в борьбе со старым, отбрасывая пережитки прошлого».

Только руководствуясь великим принципом партийности можно правильно понять и верно оценить явление литературы и искусства. Говоря об этом, Н. С. Хрущев счел необходимым специально остановиться на таком важном участке нашего идеологического фронта, каким является работа критиков, литературоведов, искусствоведов. «Они, как показал опыт, – сказал Н. С. Хрущев о критиках и искусствоведах, – оказались не на высоте и нередко подходили к оценке произведений литературы и искусства не с принципиальных позиций, а с позиций групповых. Надо иначе построить эту работу и лучше организовать ее».

Критики и литературоведы должны в кратчайший срок преодолеть те недостатки в своей работе, на которые указал в своей речи на Пленуме ЦК КПСС Н. С. Хрущев.

Июньский Пленум ЦК КПСС обязывает советских литераторов – верных помощников партии – тщательно проанализировать сегодняшнее состояние литературных дел, еще раз выверить соответствие всех явлений нашей литературной жизни главной линии развития, повышать боевой, революционный, наступательный дух нашего искусства.

«Существует только один способ всегда быть верным той главной линии развития, которую указывает нам партия. Он состоит в том, чтобы верно следовать политике партии, всемерно укреплять связь искусства с жизнью народа. Способствовать укреплению этой связи, помогать художнику изучать жизнь, видеть ее главные закономерности, подсказывать наиболее действенные способы постижения этих закономерностей – одна из важнейших задач критики и литературоведения.

* * *

День, когда над миром взвилось «красной ракетою» знамя Октябрьской революции, ознаменовал начало предсказанной Марксом подлинной истории человечества. На планете появился новый материк с принципиально иными, непохожими на все, существовавшие прежде, основами социального бытия, с иными общественными закономерностями, с небывалыми, невиданными прежде отношениями людей к миру и друг к другу.

«Наша партия, подняв над миром факел свободы, знамя социализма и коммунизма, прославила XX век, как век коренных перемен в судьбах человечества. Героическая борьба великой армии коммунистов всех стран, увлекших за собой народные массы, ускорила ход истории, приблизила осуществление самых светлых идеалов человечества» (Н. С. Хрущев).

Для художника, отдавшего свой талант делу осуществления самых светлых идеалов человечества, нет более почетной задачи, чем запечатлеть красоту коммунистической нови, участвовать оружием слова в великом преобразовании мира.

Эта задача и почетна и трудна. Трудность состоит не только в том, чтобы воплотить черты этой нови в яркие художественные образы. Главная трудность в том, чтобы постичь закономерности и природу новой действительности, которая никогда еще не была и не могла быть объектом художественного познания.

Здесь, именно здесь, огромное поле деятельности для литературоведения и критики. Прямая обязанность литературной теории состоит в том, чтобы осмыслять пути и способы эстетического освоения новых пластов жизни. Без этого невозможно развивать и обогащать эстетику социалистического реализма.

Анализируя и оценивая литературные явления сегодняшнего дня, наша критика должна в первую очередь руководствоваться именно этим критерием. В своих суждениях и оценках критик не может не исходить из того, насколько правдиво художник отразил жизнь.

Чтобы выполнить эту задачу, теория и критика должны всемерно осваивать богатейший опыт советской литературы. Изучение этого опыта помогает увидеть уже найденные классиками советской литературы пути и принципы художественного постижения новой действительности, чтобы опираться на них в сегодняшних поисках.

К сожалению, этот опыт все еще недостаточно изучается нашей литературоведческой наукой. Явно не удовлетворяется насущная потребность в серьезных литературоведческих работах, которые на материале истории советской литературы показывали бы принципиально новый подход искусства социалистического реализма к таким проблемам, как отношение к труду, проблема положительного героя, новая природа конфликтов и т. п.

Многие художники прошлого оставили вдохновенные страницы, воспевающие пафос созидания, творчества. Достаточно назвать хотя бы «Фауст» Гёте… Но возьмем ли мы великие творения Гёте или Толстого, Бальзака или Гоголя, Золя или Чехова – нам сразу же бросится в глаза, что обстоятельства жизни, изображенные этими художниками, неизменно убивают, делают невозможной вдохновенную деятельность человека-творца. Да это и понятно: никогда прежде история не знала свободного творческого труда. Только художникам социалистического реализма дано запечатлеть свободный труд освобожденного человека, ставший не просто реальностью, но » естественной нормой повседневной жизни миллионов людей. Только художникам социалистического реализма дано по-настоящему отразить великую историческую роль свободного труда, формирующего нового человека.

В этом и проявилась одна из самых существенных сторон новаторства литературы социалистического реализма. Отмечая в статье «Великий почин» гигантское значение первых коммунистических субботников, В. И. Ленин писал, что «это – начало переворота, более трудного, более существенного, более коренного, более решающего, чем свержение буржуазии…». И словно бы в ответ на эти пророческие слова писатель Федор Гладков создает свой «Цемент», – по сути дела, первое в советской литературе произведение, не только воссоздавшее атмосферу этих субботников, но и художественно исследующее начало того коренного переворота, о котором говорил Владимир Ильич.

«Поднятая целина» М. Шолохова, «Цемент» и «Энергия» Ф. Гладкова, «Гидроцентраль» М. Шагинян, «Время, вперед!» В. Катаева, «Соть» Л. Леонова, «Мой друг» Н. Погодина, «День второй» И. Эренбурга, «Люди из захолустья» А. Малышкина, «Танкер «Дербент» Ю. Крымова! Даже это беглое перечисление произведений, написанных в 20-е и 30-е годы по горячим следам событий, показывает, как сильна и плодотворна в советской литературе эта традиция, как важен этот опыт и для эстетики социалистического реализма, и для современной художественной практики.

Речь идет не о том, чтобы в обязательном порядке в каждом произведении изображать героя преимущественно в сфере производства, и, уж конечно, не о том, чтобы живописать технологию тех или иных производственных процессов. Внимание художника должно быть сосредоточено на том, что составляет основу коммунистического сознания нового человека. А это невозможно сделать, не раскрыв его отношение к труду.

Показательно, что задачи воспитания нового, коммунистического человека, коммунистического отношения к труду, сформулированные в Программе КПСС, подвергаются ожесточенным нападкам со стороны наших идеологических противников. В Токио вышла книга Р. Харако и Т. Баннай, специально посвященная Программе КПСС. Видно, чувствуя, что они не смогут даже легковерных читателей заставить поверить в то, что страна, всегда успешно выполнявшая самые грандиозные планы, первой пославшая человека, в космос, почему-то на этот раз не осуществит задуманного, авторы переводят разговор из сферы экономики в сферу идеологии. Они стращают, они мрачно предрекают: «На пути превращения социалистического труда в коммунистический лежит труднопроходимая линия. Нужно думать не столько о материально-технической базе коммунизма, сколько о том, как перейти эту линию. Вопрос должен быть решен не в материальном, а в чисто идеологическом плане». И далее в специальном разделе, озаглавленном «Возможен ли коммунистический человек?» (отвечая на этот вопрос, конечно, отрицательно), доказывают, что строительство коммунизма невозможно с точки зрения идеологической: мол, воспитать коммунистического человека не удастся, люди не будут работать по-коммунистически.

Самым лучшим литературным опровержением такого рода писаний буржуазных идеологов могут служить те произведения советской литературы, которые правдиво показывают, как самоотверженное участие в развернутом строительстве коммунизма сегодня формирует черты и качества человека будущего общества, как стремление жить и работать по-коммунистически становится поистине всенародным.

Романтика коммунистического труда – неиссякаемый источник прекрасного в искусстве социалистического реализма. Неслучайно в Постановлении июньского Пленума ЦК КПСС подчеркивается, что «сердцевину идеологической работы партии, советов, профсоюзов, комсомола должно составлять воспитание у каждого советского человека любви и уважения к общественно полезному труду». Понятно, что наша общественность с законной тревогой отнеслась к появлению книг, в которых сочувственно изображаются душевные переливы великовозрастных бездельников, не спешащих найти свое место в жизни. Существенная слабость некоторых произведений последнего времени заключается в том, что в них не воплощены в полную силу творческий порыв, вдохновение созидания, трудовой энтузиазм, а без этого немыслим облик активного участника развернутого строительства коммунизма.

Наша эстетика, осмыслив и раскрыв принципиальное значение поэзии массового творческого труда для искусства социалистического реализма, окажет существенную помощь творцам советского искусства в решении одной из самых актуальных задач.

В прошлом художник-реалист, сталкиваясь с жизнью, постигая ее закономерности, ее глубинные тенденции, защищая и отстаивая свои идеалы, неизбежно обличал общество, основанное на эксплуатации человека человеком. Вольно или невольно, осознанно или неосознанно он приходил к отрицанию социальных устоев этого общества; это, разумеется, не означает, что в его произведениях не изображались положительные явления и характеры. И чем проницательнее было художническое зрение писателя, чем теснее был он связан с жизнью, тем беспощаднее был его реализм, тем мощнее был пафос его отрицания.

Чем острее зрение художника, стоящего на позициях социалистического реализма, чем глубже связь его с жизнью народа, тем большей жизнеутверждающей силой проникнуто его творчество, тем сильнее и явственнее звучит в его произведениях пафос утверждения социалистической нови. В докладе на Пленуме ЦК КПСС Л. Ф. Ильичев говорил: «Высший критерий, сердцевина социалистического реализма – жизненная правда, выраженная в художественных образах с позиций коммунистического мировоззрения. А жизненная правда строителей коммунизма – это утверждение самого гуманного общества на земле. Она в отдельных проявлениях может быть суровой и «горькой», но это мужественная правда борцов; она укрепляет души и сердца людей, а не сеет обывательскую панику и растерянность перед трудностями жизни».

Художник-реалист в прошлом, сохраняя верность гуманизму, отрицал современный ему общественный порядок. Художник, стоящий на позициях социалистического реализма, всеми силами своего таланта утверждает новый общественный строй, несущий людям Мир, Труд, Свободу, Равенство, Братство и Счастье.

Именно этим и определяется коренное отличие литературы социалистического реализма от искусства предшествующих эпох.

Говоря о «критическом реализме у Стендаля, Бальзака, Толстого», Горький отмечал: «Именно за это – за критицизм, выраженный в образной форме, – Ленин одобрял Толстого, Энгельс – Маркс одобряли Бальзака. Наш реализм имеет возможность и право утверждать, его критика обращена на прошлое и отражение прошлого в настоящем. А основная его задача – утверждение социализма путем образного изображения фактов, людей и взаимоотношений людей в процессах труда».

. Утверждение главных устоев нашего социального бытия – такова основная функция искусства социалистического реализма.

Искусство социалистического реализма потому и называется боевым, революционным искусством, что оно активно участвует в созидании нового общества, решительно и действенно разоблачая все отсталое, все, что мешает нашему движению вперед.

Эстетика социалистического реализма исходит из понимания того факта, что новые закономерности художественного развития порождены закономерностями революционной действительности. Литературная критика не справится не только с осмыслением литературного процесса в целом, но даже с оценкой конкретных литературных произведений, если она не уделяет должного внимания новому в жизни, не исследует зависимости тех или иных эстетических явлений от главных тенденций развития нашей действительности.

Можно ли, скажем, понять место и природу положительного героя в искусстве социалистического реализма, не осмыслив тех глубинных исторических процессов, которые превратили человека труда из объекта истории в активного деятеля, творца ее? Пожалуй, ни в чем утверждающий пафос и новаторская природа социалистического реализма не проявились с такой силой, как в открытии нового героя.

Не случайно особенно яростным и злобным атакам со стороны наших зарубежных противников подвергается прежде всего образ положительного героя советской литературы – активного строителя коммунизма, человека, осознанно творящего историю по законам марксизма-ленинизма, отвергнувшего индивидуализм, покончившего с социальным неравенством. Характерно, что в последнее время в этих атаках участвуют не только «специалисты» по советской литературе, но и философы и социологи, – сила положительного примера героя советской литературы так велика и заразительна, что в борьбу с ним втягиваются оруженосцы буржуазной реакции, так сказать, всех родов идеологических войск.

Профессор Мюнхенского университета Г. Фишер в изданной в 1962 году в Штутгарте книге, которая имеет подзаголовок «Опыт политической философии» и называется «Кто должен быть господином земли?», обливая грязью коммунистов, тщится доказать, что марксистская идея – «владыкой мира станет труд» – неосуществима. Он старается убедить читателей, что социалистическое общество, труд на благо народа превращают человека в бездушного фанатика, тупого функционера, безмозглого робота.

В таких тонах он и рисует героев нашей литературы. Шолоховского Давыдова – с его человечностью, обаянием, душевным размахом – Г. Фишер, наверняка рассчитывая на неосведомленность читателей, характеризует следующим образом: «Он является роботом карманного формата, копией макроскопического государственного робота». Отмечая преемственную связь героя советской литературы с передовыми традициями русской классики, мюнхенский профессор философии обрушивается заодно и на Рахметова и Базарова. Бессильная злоба лежит в основе всех «научных» трудов такого рода. Бессильная, потому что наши враги ничего не могут поделать с тем, что герой, открытый литературой социалистического реализма, – уже не одинокий бунтарь, не созерцатель, не жертва истории. Это человек, знающий пути исторического развития, сознательно участвующий в борьбе за воплощение в жизнь величайших идеалов человечества, это человек, своей повседневной практической деятельностью созидающий будущее. Он – хозяин жизни, победитель. И его победа – не счастливая удача. Она исторически обусловлена. Поэтому герой советской литературы остается победителем даже тогда, когда личная его судьба складывается драматически, когда он сталкивается с непреодолимыми препятствиями «ли гибнет в неравной борьбе.

Герой литературы социалистического реализма – это поистине новый человек. Неисчерпаемо его духовное богатство, его нравственная стойкость и красота. И этот герой не редкое исключение, не сверхчеловек, возвышающийся над толпой. Он – один из миллионов, рядовой участник всемирно-исторического дела коммунистического преобразования земли. Эта простота, эта «обычность»- не индивидуальное качество тех или иных литературных персонажей. Это принципиальное, типическое свойство нового героя.

Цитировать

От редакции Жизнь – источник творчества! / От редакции // Вопросы литературы. - 1963 - №8. - C. 3-26
Копировать