Женская драматургия Серебряного века
На сегодняшний день исследователь, да и просто верный отечественной литературе читатель, имеет хорошее представление о женской поэзии и прозе ХХ века. Но женская драматургия остается недооцененной: художественные произведения писательниц не переиздаются, не получают сценического воплощения. Шуточная фраза А.Чехова о «бабах с пьесами» в эпоху modern, прозвучавшая в заголовке подробной вступительной статьи М.Михайловой, и через сто лет несет иронический, не сиюминутный смысл.
В книге запечатлены женские переживания, свежо волновавшие зрителя начала ХХ века. Женщина той эпохи видит себя драматической героиней, ее ремарки не менее существенны, чем поток сознания,- она «на сцене» и в поэзии, и в прозе. Драматизация лирического события и эпического действия выявляется в творчестве А.Ахматовой, М.Цветаевой, З.Гиппиус, Тэффи- и у писательниц менее известных (Л.Зиновьевой-Аннибал, Е.Васильевой). Ярким артистизмом наделяют своих героинь А.Мар и Т.Щепкина-Куперник: жизнь и любовь актрисы подробно показаны в пьесах «Когда тонут корабли», «Одна из них», а салонная игра аристократки чеховской эпохи тонко подмечена в «Счастливой женщине». Одновременно в роли Офелии, Татьяны Лариной, Анны Карениной и других женщин, горевших на любовном костре, живут Аглая и Анна в «Кольцах» Л.Зиновьевой-Аннибал.
Серебряный век открыл творческий потенциал женской души. Показательно суждение Вяч. Иванова: «наиболее благодарно для трагического поэта изображение характера женского», так как «женская личность естественно трагична»## [Иванов Вяч.] О существе трагедии// Иванов Вяч.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2010