Женская драматургия Серебряного века
На сегодняшний день исследователь, да и просто верный отечественной литературе читатель, имеет хорошее представление о женской поэзии и прозе ХХ века. Но женская драматургия остается недооцененной: художественные произведения писательниц не переиздаются, не получают сценического воплощения. Шуточная фраза А.Чехова о «бабах с пьесами» в эпоху modern, прозвучавшая в заголовке подробной вступительной статьи М.Михайловой, и через сто лет несет иронический, не сиюминутный смысл.
В книге запечатлены женские переживания, свежо волновавшие зрителя начала ХХ века. Женщина той эпохи видит себя драматической героиней, ее ремарки не менее существенны, чем поток сознания,- она «на сцене» и в поэзии, и в прозе. Драматизация лирического события и эпического действия выявляется в творчестве А.Ахматовой, М.Цветаевой, З.Гиппиус, Тэффи- и у писательниц менее известных (Л.Зиновьевой-Аннибал, Е.Васильевой). Ярким артистизмом наделяют своих героинь А.Мар и Т.Щепкина-Куперник: жизнь и любовь актрисы подробно показаны в пьесах «Когда тонут корабли», «Одна из них», а салонная игра аристократки чеховской эпохи тонко подмечена в «Счастливой женщине». Одновременно в роли Офелии, Татьяны Лариной, Анны Карениной и других женщин, горевших на любовном костре, живут Аглая и Анна в «Кольцах» Л.Зиновьевой-Аннибал.
Серебряный век открыл творческий потенциал женской души. Показательно суждение Вяч. Иванова: «наиболее благодарно для трагического поэта изображение характера женского», так как «женская личность естественно трагична»1. В рецензируемой книге женщина пишет о себе сама, и жесткий взгляд на страсть и быт рождает не привычную лирическую драму, а символическую образность (например, игру цветами и запахами в пьесе Л.Зиновьевой-Аннибал «Кольца») или героику (З.Гиппиус «Святая кровь»). Психологизм таких разных авторов, как А.Мар, А.Мирэ, Тэффи, Н.Лухманова глубоко интеллектуален.
«Женская личность» в пьесах предстает как мыслящая. По словам М.Михайловой, Тэффи, Е.Васильева и З.Гиппиус «во многом предвосхитили поиски театра абсурда, дали образцы детской драматургии, расширили сферу комического» (с. 60). Пьесы Л.Зиновьевой-Аннибал, жены Вяч. Иванова, воспринимаются в контексте философских и жизнетворческих поисков русского символизма. Примечательно, что трагическую карнавальность эпохи писательница попыталась осмыслить уже в произведениях 1900-х годов, одновременно с Ф.Сологубом, А.Блоком, А.Белым.
Благодаря обстоятельному историко-культурному комментарию у читателя есть возможность соотнести оценку критиков начала прошлого века с собственным взглядом на произведения. Цитируются статьи из дореволюционных выпусков «Аполлона», «Обозрения театров», «Современного мира», «Биржевых ведомостей» и проч. К примеру, в 1910-е годы полемика разгорелась вокруг постановок пьесы З.Гиппиус «Зеленое кольцо». Автора справедливо упрекали тогда за «умственный подход» к жизни, абстрактность и излишний оптимизм, однако сегодня удивляет женская интуиция писательницы, угадавшей в настроениях молодежи тоску бездомности и бессознательный порыв сплотиться под любым идейным знаменем. Успешной в 1911 году была признана постановка пьесы Т.Щепкиной-Куперник «Счастливая женщина». Как указано в комментарии, писательнице присудили Грибоедовскую премию (с.558). Но рецензенты высказали и существенное замечание. Не понравилась «случайность», стремительность перевоплощения героини-аристократки в некрасовскую «русскую женщину», национальную героиню, готовую ехать к сыну на каторгу. Кажется, что в наши дни, воспринятый в контексте женской поэзии ХХ века, в том числе, «Реквиема» А.Ахматовой, образ матери-грешницы у Т.Щепкиной-Куперник звучит гораздо убедительнее.
В сборник вошли не только пьесы, но и сведения о жизни писательниц, собранные по архивным материалам, заметкам в периодике, воспоминаниям современников. Особенно это касается писательниц А.Мирэ и Анны Мар (пьеса «Когда тонут корабли» печатается М.Михайловой по рукописному экземпляру). Когда жизнь и творчество предстают под одной обложкой, закономерной и объяснимой видится их связь; трагична судьба Александры Моисеевой (А.Мирэ), сначала написавшей пьесы «Побежденные» и «Голубой павлин» о возможности любви только в сказке, а потом на самом деле сошедшей с ума от любви; Надежда Лухманова в «Охотнике за белой дичью» создала образ женщины деловой, мужественной- сама же во время русско-японской войны стала сестрой милосердия и получила золотую медаль на Георгиевской ленте.
«Женская драматургия Серебряного века» будет действительно интересна широкому кругу читателей. Она содержит богатый, профессионально подготовленный и изданный материал, ценный для будущих исследований русской литературы.
Ю.ШЕВЧУК
г. Уфа
- [Иванов Вяч.] О существе трагедии// Иванов Вяч. Лик и личины России: Эстетика и литературная теория. М.: Искусство, 1995. С.102-103.[↩]
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2010