№5, 2016/Литературное сегодня

Жанр христианского постапокалипсиса. «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами» Юлии Вознесенской

Постапокалипсис — одна из любимых современным человеком фантазий. Представить, что будет после катастрофы, уничтожившей основы современного мира, оказалось для представителя нашей цивилизации гораздо интереснее, чем вообразить, к примеру, саму катастрофу. Окруженный множеством запретов, загнанный в рамки ограничений, вынужденный каждое мгновение своей жизни действовать «по правилам», наш современник с удовольствием фантазирует по поводу того, что было бы, если бы правила в один момент исчезли и человек, во-первых, был вынужден бороться за свою жизнь, а во-вторых, оказался вправе делать что хочет.

Постапокалиптические представления восходят к древней эсхатологии — учению о конце света, представленному в Библии и других религиозных книгах, в античной философии, в скандинавских, ацтекских и зороастрийских мифах и т. д., — и развиваются на всем протяжении истории цивилизации. Однако если в классической эсхатологии основной мотив — это конец мира, для постапокалипсиса важнее оказывается «жизнь после смерти», то есть выживание оставшихся после катастрофы людей в полностью и навсегда изменившемся мире.

Сегодня постапокалипсис стал особенно актуальным «на фоне мирового кризиса, укрепляющего эсхатологические настроения» [Якимова: 272]. В современной русской литературе, особенно жанровой, наблюдается бум постапокалиптических, антиутопических сюжетов. Можно даже говорить о становлении жанра постапокалипсиса (постапокалиптики) как синкретичного жанра, представленного рассказами, повестями и романами. В свою очередь, внутри жанра постапокалипсиса наметилось несколько разновидностей, связанных с тем, каким именно представляется писателям конец цивилизации. В частности, весьма распространенным стал зомби-апокалипсис, который повествует о превращении основной массы людей в зомби и борьбе с ними оставшихся жителей планеты; развивается постапокалиптический проект «S.T.A.L.K.E.R.», вызванный к жизни «Пикником на обочине» братьев Стругацких и суперпопулярной серией компьютерных игр «S.T.A.L.K.E.R.». Среди относительно новых постапокалиптических произведений можно назвать «Атомный сон» и «Поезд в Теплый край» С. Лукьяненко, «Город Наверху» К. Булычева, «Кысь» Т. Толстой, «Магию» Л. Каганова, «Конец дороги» Д. Глуховского и др.

К этому жанру принадлежит и роман православной писательницы Ю. Вознесенской «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами», опубликованный в 2002 году. Название романа отражает сочетание в нем нескольких жанровых элементов — а именно постапокалипсиса и травелога: героиня, Кассандра, именно в своем путешествии с макаронами (цель поездки — развезти макароны по монастырям, где из них будут делать муку и печь просфоры) трансформируется, проходит личностную эволюцию. С каждым километром пути меняется характер и мировоззрение Кассандры.

Юлия Вознесенская (1940-2015) — поэт и писатель православного направления. Крещенная уже во взрослом возрасте (в 33 года), она приняла религиозные постулаты и религиозное представление об устройстве мира. Наиболее известные ее книги: «Мои посмертные приключения» (2001), детская трилогия о приключениях сестер-близняшек Юлии и Анны (2004-2007), «Паломничество Ланселота» (2004) — посвящены пропаганде христианских идей, в том числе среди детей и молодежи.

Творчество Вознесенской довольно активно исследуется: ученые анализируют специфику воплощения писательницей дантовской традиции [Беднова]; на примере книг Вознесенской реконструируют особенности современной православной литературы [Бойко], обнаруживают точки соприкосновения жанров фэнтези и утопии у Вознесенской и ряда других авторов [Хоруженко]. Исследователи обращают внимание на оригинальность авторской концепции, яркий язык и жанровую специфику. Стал предметом рассмотрения ученых и роман «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами»: О. Скляров анализирует элементы массовой культуры в романе [Скляров]; И. Аванесян уделяет внимание жанровой специфике текста [Аванесян]; Е. Белоглазова рассматривает особенности переосмысления в романе мифологического сюжета [Белоглазова].

В книге «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами» особенно оригинален зачин: повествование вначале переносит читателя во времена короля Артура. Создается впечатление, что перед нами историческое фэнтези с соответствующими героями, среди которых — Ланселот Озерный, Парсифаль, а также мифические персонажи — единорог Индрик, дракон Фафнир. Повествование ведется от лица «юной девственницы Кассандры». Однако действие только кажется волшебным: на самом деле это виртуальная реальность, где герои сами выстраивают свой мифический мир. Героиня выходит из виртуальной действительности (по замыслу автора, она именуется в этом мире Реальностью) в настоящую реальность (которая обозначена как быт), и мы окунаемся в будущее, да еще и в постапокалиптическое. О прошлом (настоящем для нас) героиня рассуждает так:

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2016

Литература

Аванесян И. Б. Роман Ю. Вознесенской «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами» как антиутопия // Система ценностей современного общества. 2009. № 5.1. С. 75-79.

Беднова Е. В. Дантовская традиция и христианский контекст романного творчества Ю. Н. Вознесенской // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 13-27.

Белоглазова Е. А. Специфика переосмысления мифологического сюжета в романе Ю. Вознесенской «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами» // Жанр. Стиль. Образ. Актуальные вопросы современной филологии: Межвуз. сб. стат. Киров: Университет-Плюс, 2016. С. 43-46.

Бойко С. С. Для бессмертных: инструкции. Православная книга сегодня // Вопросы литературы. 2014. № 5. С. 61-88.

Скляров О. Н. О масскультных элементах в прозе Ю. Н. Вознесенской (на материале книг «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами» и «Паломничество Ланселота») // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. Серия 3: Филология. 2007. № 2 (8). С. 142-172.

Хоруженко Т. И. Утопический дискурс в фэнтези (к постановке проблемы) // Филологический класс. 2013. № 3 (33). С. 128-131.

Якимова Е. Г. К вопросу об эволюции метафизики эсхатологии // Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. Серия: Философия. Социология. Право. 2011. № 8. С. 272-282.

Цитировать

Крылова, М.Н. Жанр христианского постапокалипсиса. «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами» Юлии Вознесенской / М.Н. Крылова // Вопросы литературы. - 2016 - №5. - C. 102-113
Копировать