№6, 1994/Мозаика

«Жадно глядел я на библейскую гору…» О путешествии А. С. Пушкина в Армению

Тема «Пушкин и Кавказ» была объектом внимания ученых и дореволюционных (Е. Вейденбаум и др.), и особенно советских (Ю. Тынянов, В. Пожидаев, Л. Семенов, И. Ениколопов, Д. Благой, В. Шадури, Д. Ватейшвили и др.). Однако на карте пребывания Пушкина на Кавказе в 1829 году еще существуют «белые пятна», немало мест пока не расшифрованных, а иногда и неточно прокомментированных. Давно назрела необходимость подойти к изучению второго кавказского путешествия Пушкина комплексно, как с литературоведческой, этнографической и исторической, так и с географической стороны, тем более что одним из мотивов посещения поэтом Кавказа явилось утоление жажды к путешествиям. К сожалению, именно географическая сторона посещения Пушкиным Армении до сих пор остается сравнительно слабо освещенной и нашла отражение лишь у Л. Берга, Ст. Лисициана, Э. Мурзаева, Л. Трубе.

У книги «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» две даты рождения. Одна вынесена в заголовок: в 1829 году Пушкин вел путевые записки, с которых начиналась будущая книга. Другая – на окончательной рукописи «Путешествия…»: 1835 год. По этой рукописи «Путешествие в Арзрум…» и было напечатано в 1836 году в первой книге пушкинского журнала «Современник» (полный текст стали печатать только с1860-х годов).

Следует подчеркнуть, что, в отличие от арзрумских записей, «Путешествие в Арзрум…» – очерки, написанные не только на основе непосредственных наблюдений, но и с привлечением литературных источников, они соответствуют распространенному в начале XIX века литературному жанру «путешествий». Путевые записки Пушкина представляют собой специальную тетрадь, которую он взял с целью вести «ежедневные записки», а так как они делались в разных географических пунктах, то эти «ежедневные записки» были одновременно и путевым дневником поэта (всесторонний анализ дневника проведен Я. Левкович1).

Одной из особенностей «Путешествия…» является его точность, иногда как бы нарочитая и педантическая. В то же время мало реальных, обозначенных числами дат. Так, дата вступления Пушкина на территорию Армении прямо не указывается: она определяется исходя из того, что поэт из Тифлиса выехал 10 июня и, переночевав на казачьем посту, на рассвете, то есть 11 июня, отправился далее. Именно в этот день он прошел ущелье Волчьи Ворота, Безовдальский (впоследствии Пушкинский) перевал, крепость и армянскую деревню Гергеры и прибыл вечером на казачий пост в Пернике. В такой последовательности указаны географические названия в «Путешествии…».

Описывая свое вступление в Армению, поэт не всегда последователен при упоминании географических названий. Малое ущелье Волчьи Ворота находится не на горе Безовдал, отделяющей «Грузию от Древней Армении», а На горе Осиновая (высота 1881 м).

  1. Я. Л.Левкович, Кавказский дневник Пушкина. – В кн.: «Пушкин. Исследования и материалы», т. XI, Л., 1983.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 1994

Цитировать

Халатов, В. «Жадно глядел я на библейскую гору…» О путешествии А. С. Пушкина в Армению / В. Халатов // Вопросы литературы. - 1994 - №6. - C. 373-376
Копировать