Юмореска
Известный советский писатель М. Л. Слонимский в начале своего творческого пути часто выступал как сатирик. Его пародийную «трагедию», опубликованную в журнале «Жизнь искусства» в 1924 году, мы предлагаем вниманию читателей.
НОВЫЕ ФОРМЫ ИСКУССТВА,
или
Торжество кинематографии
ТРАГЕДИЯ В ТРЕХ ДЕЙСТВИЯХ С ЭПИЛОГОМ
Действие первое
Реалист. Я прочел вашу рукопись. Хороший рассказ, но я бы его не напечатал.
Писатель. Почему?
Реалист. Потому что герои, действующие у вас в рассказе, очень странные. Я не видал таких в жизни. Рассказ должен правильно изображать действительность, а в вашем рассказе слишком много вымысла.
Писатель. Но ведь все поступки героев строго мотивированы. Все скреплено сюжетом и плотно лежит в теме.
Реалист. Это все равно. Я – реалист и принципиально против вымысла. У вас, например, в одном месте герой кладет в стакан чаю четыре куска сахару. Я кладу обычно два куска. И все кладут два. – А у вас – четыре.
Писатель. Но герой в растерянности положил четыре куска. Поймите меня: в растерянности.
Реалист. Обычное состояние человека – не растерянность, а спокойствие. По крайней мере таково мое обычное состояние. Это типическое состояние человека. Вы должны изображать типические черты, а не случайные.
Писатель (растерянно). Позвольте… Но ведь все же рассказ есть в некотором роде вымысел. Это не бытовой очерк. Я – писатель, а не описатель. Я воплощаю в материале идею, а идея совершенно видоизменяет материал.
Реалист. Это что вы смеете называть материалом?
Писатель. Как что? Окружающую действительность.
Реалист. Ага! Для вас вся жизнь – только материал? Да вам бы поучиться у этого материала, бездушный вы человек. Вы должны отбросить всякие вымыслы и описывать новую Россию, нового человека, новый быт, новую одежду, новую… (задыхается). Вот именно это самое. Вся общественная критика за меня.
Писатель. Но я воплощаю новую идею. В жизни она не вполне воплощена, и в помощь приходит вымысел. От новой идеи получается новая Россия, новый человек, новый быт, новая одежда, новая…
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 1978