№4, 1984/Хроника

Юбилей двух шедевров

Комиссия комплексного изучения художественного творчества Научного совета по истории мировой культуры Академии наук СССР совместно с Всесоюзным научно-исследовательским институтом искусствознания Министерства культуры СССР и Государственным музеем А. С. Пушкина провели научное заседание «Медный всадник» в литературе и искусстве». Оно было посвящено юбилею двух шедевров культуры – 150-летию окончания Пушкиным поэмы «Медный всадник» и 200-летию открытия на Сенатской площади в Ленинграде памятника Петру I работы Фальконе.

Во вступительном слове академик Б. Кедров отметил, что образ Петра, как и всякое великое историческое явление, запечатлен в различных областях духовного творчества. Сливаясь воедино и взаимодействуя между собой, его многочисленные художественные отражения позволяют воссоздать цельный образ.

Б. Мейлах обратился к актуальным проблемам изучения поэмы «Медный всадник» Пушкина. «Петербургская повесть», сказал он, представляет исключительный по своему значению фрагмент «картины мира» поэта. В ней концентрируются совершенно выраженные представления Пушкина о современной ему действительности, об исторических судьбах родины, о свободе и деспотизме, о судьбе человека, то есть в ней получили отражение многие из магистральных идей пушкинского творчества. При всех успехах пушкиноведения, подчеркнул Б. Мейлах, не преодоленным до сих пор остается дробление наследия поэта на отдельные темы, этапы творчества и т. Д., что приводит нередко к искусственному вычленению произведений из общей логики эволюции его художественного мышления. Была отмечена в связи с этим методологическая плодотворность анализа поэмы в контексте общей художественной «картины мира» Пушкина – целостного представления о действительности, получившего отражение во всем творческом наследии Пушкина. Причем всестороннее исследование произведения такого масштаба, как «Медный всадник», требует не только учета условий его создания, общей динамики художественной системы, но и анализа пушкинского отношения к Петру, рассмотрения поэмы как диалога поэта с трактовкой образа Петра в памятнике Фальконе. Комплексность исследования, предполагающая объединение исторического, литературоведческого, искусствоведческого подходов, позволяет наметить новые перспективы в изучении истории создания и восприятия величайших шедевров искусства. Первое научное заседание носит, подчеркнул докладчик, методологически-«разведывательный» характер.

Далее Б. Мейлах рассмотрел некоторые проблемы изучения истоков замысла, особенностей его воплощения в композиции, в образной и идейно-эстетической системе поэмы.

Цитировать

Высочина, Е. Юбилей двух шедевров / Е. Высочина // Вопросы литературы. - 1984 - №4. - C. 271-272
Копировать