№12, 1971/История литературы

Высокая цель критики. Перевод М. Тарасовой

На протяжении более четверти века литературная критика неизменно стремится самым деятельным образом способствовать развитию социалистической литературы в Болгарии. В рамках небольшой статьи можно, разумеется, только обозначить самые существенные этапы развития нашей критической мысли последних лет.

Состоявшийся в 1956 году апрельский Пленум ЦК БКП способствовал подъему творческого духа народа, строящего социализм, открыл перед нашей страной новые горизонты. И если это сыграло огромную роль в политической и экономической жизни страны, то еще более мощное влияние оказали решения Пленума на развитие нашего духовного бытия. Были преодолены попытки утвердить административные методы в руководстве литературой и искусством, установить некие регламенты творчества – попытки, находящиеся в вопиющем противоречии с сутью марксизма-ленинизма. Апрельский Пленум дал новый импульс и литературно-критической мысли в нашей стране.

После Пленума более интенсивно стали разрабатываться коренные проблемы марксистско-ленинской эстетики и социалистического реализма: появился ряд работ, истолковывающих литературный процесс не только в нашей стране, но и за рубежом. Во главу угла стало изучение тех закономерностей, которые являются общими для всех социалистических литератур. В своих исследованиях литературоведы и критики опирались на плодотворные традиции критического творчества Димитра Благоева, Георгия Бакалова, Тодора Павлова, в работах которых явления искусства всегда ставились в тесную связь с социальными процессами, происходящими в жизни народа.

Наряду с борьбой против догматизма, рецидивы которого давали о себе знать и после апрельского Пленума, литературная критика ясно осознавала опасность ревизионистских концепций искусства; этим концепциям был дан решительный бой нашей литературной наукой.

Перечисляя основные моменты, характеризующие движение болгарской литературной критики в последние годы, надо, наконец, указать на то, что сухому, бесстрастному тону, увлечению цитатами, повторению общеизвестных истин пришли на смену истинно творческий анализ, первооткрывательская смелость мысли. А богатство идей обусловило и словесное богатство – писать стали ярче, интереснее, эмоциональнее.

В 1969 году в Софии на конференции комсомольских работников города с большой речью выступил Первый секретарь ЦК БКП тов. Тодор Живков. Важное место в этой речи было уделено развитию нашей литературы и литературной критики. Тов. Живков говорил, в частности, о необходимости классово-партийного подхода к произведениям искусства, об актуальности борьбы с так называемым «серым потоком» в литературе. Эта речь оказала существенное влияние на деятельность Союза болгарских писателей, в частности на работу Второй национальной конференции Союза (1970 год), посвященной теме «Проблемы жизни – проблемы литературы». На конференции выступил Георгий Джагаров, в докладе которого были затронуты актуальные проблемы современной болгарской критики.

В ходе этой писательской конференции, в атмосфере творческих дискуссий обсуждались насущные вопросы современного литературного развития: тесная связь литературы с жизнью народа, взаимоотношения между писательским коллективом и личностью художника, наконец, самая важная проблема, неизбежно возникающая перед писателем: «человек и история». С этой проблемой непосредственно связан вопрос об идейной и творческой ответственности художника перед современностью и грядущими временами.

Да! Ответственность перед болгарским народом и его более чем тысячелетней историей; ответственность перед народом, строящим общество, основанное на правде и справедливости; ответственность перед партией, озаряющей наш путь светом благородных идей коммунизма, – вот то ощущение, которое владеет ныне работниками нашей культуры. В высокой степени свойственно оно и литературной критике. Не удивительно: именно она должна, по словам тов. Т. Живкова, стоять на страже «национальных и классово-партийных ценностей».

Если подойти к нашей критике именно с этой точки зрения, легко будет понять, отчего в последние годы она обрела яркие публицистические черты. Она непосредственно вторгается в идеологические сражения нашего времени, активно участвует в построении социалистического общества. Примером подобного рода критики может служить упомянутый доклад Г. Джагарова «Проблемы жизни – проблемы литературы», изданный отдельной брошюрой, а также многие книги и статьи Богомила Райнова, Ефрема Каранфилова, Пантелея Зарева, Здравко Петрова и прежде всего статьи Тодора Павлова. Известный философ и эстетик, он пристально следит за нашей литературной жизнью, поддерживает положительные ее тенденции и в то же время вступает в непримиримую борьбу с недостатками, решительно отстаивает классово-партийные позиции. Поистине удивительна работоспособность этого человека!

Б. Райнов известен прежде всего как поэт, беллетрист и историк искусства; но его работа заметна и в литературной критике. Плодом его исследований последних лет стала книга «Художественное мастерство», в которой рассматриваются явления не только болгарской, но и западной, в особенности французской, литературы. В своей критической работе Б. Райнов неуклонно следует принципу, который сформулирован им так: «Отрицание канонов и догм, разумеется, не означает и не должно означать отрицания основ художественного творчества». Развивая этот принцип на литературном материале, Б. Райнов вступает в полемику с западными теоретиками, в частности с Роже Гароди, последовательно разоблачая эстетические концепции ревизионизма. Этой теме посвящен в названной книге специальный очерк – «Берега реализма».

В своей речи перед комсомольцами Софии, о которой я уже упоминал, тов. Тодор Живков сказал: «Главный недостаток состоит в том, что при оценке художественных фактов, явлений и тенденций не прилагаются достаточно последовательно и до конца классово-партийные критерии. Отсюда проистекает и опасность того, что партийность в критике превратится в фразеологию, станет дымовой завесой, которая скроет от глаз партии, общественности и самой критики подлинные процессы, происходящие в области литературы и искусства».

Стремясь преодолеть эту опасность, наша литературная критика становится более конкретной, вырабатывает более четкие идейно-художественные критерии. Именно это позволяет ей точнее анализировать современную художественную жизнь общества, активнее отстаивать достижения социалистической литературы в борьбе с чуждой марксизму-ленинизму идеологией.

Цитировать

Нонев, Б. Высокая цель критики. Перевод М. Тарасовой / Б. Нонев // Вопросы литературы. - 1971 - №12. - C. 143-150
Копировать