№12, 1971/Обзоры и рецензии

Путь исследователя – путь критики

Стоян Каролев, Идеи. Изображение. Стил, «Български писател», София, 1971, 512 стр.

Знакомясь с работами Ст. Каролева – одного из крупнейших литературоведов социалистической Болгарии, всегда отмечаешь зрелость критической мысли, мастерство анализа классической болгарской и современной литературы, своеобразие и глубину подхода к сложным теоретическим вопросам. В сборнике «Идеи. Изображение. Стиль», вышедшем к 50-летию автора, качества, отличающие Каролева-критика, раскрылись особенно наглядно.

Ни одно значительное явление современной литературы Болгарии не прошло мимо Ст. Каролева – от Димитра Талева до Георгия Мишева, от Николы Фурнаджиева до Любомира Левчева. Пользующийся большим авторитетом литературовед, автор капитальных трудов по классической болгарской литературе – об Иване Вазове, Димчо Дебелянове, Пенчо Славейкове, – Ст. Каролев никогда не рассматривает книги современных писателей оторванно от литературного процесса в целом. Он остается историком литературы и когда выступает как критик: поэтому в работах Ст. Каролева неизменно присутствует ощущение живого единства литературы, понимание закономерностей ее движения.

Ряд трудов Ст. Каролева, написанных в последнее десятилетие, носит чисто или преимущественно теоретико-литературный характер: «Замысел и образ», «Вопросы художественного мастерства», «В мире прозы» и др. Его интересуют такие сложные литературоведческие проблемы, как соотношение между замыслом и образом, связь между художественностью и идейностью, стилистические аспекты художественного анализа. Говоря словами одного из болгарских критиков, Ст. Каролев «умеет оценить и блеск изобразительного таланта, и ассоциативную свободу неистощимого воображения, и интеллектуальную силу острой и светлой мысли – используя их на своем пути к неисследованным глубинам общественного сознания и человеческого духа».

При многообразии трудов Ст. Каролева, написанных в разное время, но актуальных и для наших дней, отобрать для сборника всего тринадцать статей, которые его составляют, было, конечно, делом нелегким, тем более, что книга должна была в какой-то мере подвести итог сделанному.

Ст. Каролев начал активно выступать в литературной печати сразу же после 9 сентября, и его юбилей совпал с 25-летием литературной критики Народной Болгарии, одним из самых ярких представителей которой он оставался все эти годы. Творческие искания, достижения и ошибки критика были тесно связаны с исканиями, достижениями и ошибками всей критики новой Болгарии, и по сборнику Ст. Каролева можно проследить движение болгарской литературной мысли, увидеть и трудности и завоевания на этом пути.

Составляя книгу, Ст. Каролев решил не ограничиться отбором лучших своих работ, наиболее характерных и для него самого как критика, и для времени, в которое они были созданы, а достичь в отобранных статьях внутреннего единства. Книга подразделена на три группы статей. К первой относятся статьи «Замысел и изображение», «Мысль – изображение – идейность», «Творческое своеобразие и художественное богатство», «Цели и средства поэзии». Сам автор называет эти статьи «теоретико-критическими», поскольку они освещают ряд вопросов творческого процесса, поэтики, художественного мастерства почти исключительно на материале болгарской литературы.

Вторая группа статей – это в основном выступления Каролева-критика. В них раскрываются – с учетом более общих эстетических принципов – те или иные характерные явления и тенденции в современной болгарской литературе. Это статьи «За поэтическую оригинальность», «Мысли об историческом романе», «Современные стилевые явления», «Изображение человека у Иво Андрича и Эмилиана Станева».

Наконец, в пяти статьях третьей группы, носящих портретно-очерковый характер и посвященных творчеству Димчо Дебелянова, Димитра Димова, Эмилиана Станева, Веселина Андреева и Йордана Радичкова, автор стремится показать индивидуальное своеобразие писателей, исследуя их видение мира, приемы психологизма, язык, стиль, особенности творческой манеры. Ст. Каролев и здесь в полной мере учитывает место писателя в художественном процессе.

«Все статьи, – говорит сам автор в небольшой заметке, открывающей сборник, – объединены двумя основными аспектами исследования, органически связанными между собой: идейно-эмоциональным и стилевым. Во всех статьях прослеживается и раскрывается глубокая связь между мировосприятием, художественными взглядами и поэтикой, строем изобразительно-выразительных средств, трансформация замысла в художественную идею».

Замысел книги потребовал от автора существенной переработки почти всех вошедших в сборник статей. Этого требовал и временной фактор: ведь составившие книгу статьи писались на протяжении полутора десятилетий, а Ст. Каролев всегда остро чувствовал веление времени и не мог допустить, чтобы читатель, знакомясь теперь с его работами прежних лет, делал автору «скидку на давность». Часть статей публикуется здесь впервые.

Ст. Каролеву свойственно не раз возвращаться в своих исследованиях к одним и тем же темам, к одним и тем же писателям. Так, материал статьи «Замысел и изображение» был использован еще в публикации 1957 года, затем в книге «Замысел и образ» (1959). Много общего в этих трех работах на одну и ту же тему, и все же перед нами отнюдь не повторения и даже не варианты, ибо каждый раз, приступая все к той же теме, автор рассматривает ее в новом аспекте, глубже, многограннее. То же можно сказать о статье «Творческое своеобразие и художественное богатство», начало работы нал которой относятся еще к 1961 году; затем эта работа была продолжена в книге «Вопросы художественного мастерства» (1083).

Особенно тщательно переработаны статьи о Станеве и Радичкове. Первую из них мы знаем по изданию 1965 года. Подготавливая статью к новой публикации, автор многое здесь сократил, уточнил отдельные формулировки и добавил почти лист блестящего исследования о книге Станева «Легенда о Сибине, князе Преславском» (1967). Так же издавалась работа «Три встречи с Йорданом Радичковым», две части которой нам знакомы по статье «Талант и творчество», последнюю же часть автор написал позднее, в 1969 году.

Читая подряд статьи, вошедшие в сборник, мы не можем не почувствовать в них единства, которое определяется личностью и творческим почерком автора. О чем бы ни писал Ст. Каролев, читатель всегда чувствует оригинальность и силу его критического дарования, своеобразие литературоведческого мышления, умение глубоко проникать в идейно-художественный мир изучаемого писателя и видеть рассматриваемое произведение во всей его полноте. Ст. Каролев в своих исследованиях всегда идет от произведения, даже если некий умозрительный тезис априорно напрашивается сам собой. В этом проявляется бескомпромиссность и принципиальность исследователя. Но в еще большей мере эти качества сказываются в том, что отношение критика к исследуемому произведению всегда зиждется на фундаменте классовопартийной оценка, на фундаменте марксистско-ленинской эстетики, на глубоком знании корней, породивших данное литературное явление. Если при разборе произведения критическое чувство Ст. Каролева чем-то неудовлетворено, он не спешит предать автора огню и мечу, а тщательно старается найти причины неудачи, поскольку девиз Ст. Каролева – доброжелательность, не исключающая требовательности. Обычно критик обстоятельно анализирует ткань произведения, систематизирует наблюдения и обобщает открытия, изящно и убедительно аргументируя выводы, к которым он приходит. Он стремится найти не только характерное для данной книги, но и то более общее, что связывает это произведение с основными тенденциями литературного развития – идейными, стилистическими и т. д.

Умение соотносить общие эстетические принципы с индивидуальными конкретными особенностями произведений и помогает Ст. Каролеву создавать блестящие литературоведческие исследования – как включенные в сборник статьи «Творческое своеобразие и художественное богатство», «За поэтическую оригинальность», «Современные стилевые явления». А глубокая заинтересованность Ст. Каролева во всем, о чем он пишет, любовь к литературе, пронизывающая его работы, при исследовательской уравновешенности, точности оценок и строгости критериев делают его суждения о литературе аргументированными и зрелыми, и приносят критику признание и писателей, и читателей.

Цитировать

Опульский, А. Путь исследователя – путь критики / А. Опульский // Вопросы литературы. - 1971 - №12. - C. 256-258
Копировать