№6, 1969/Советское наследие

Высокая ответственность

Оттолкнувшись от художественной прозы, наша дискуссия затронула проблемы поэзии, драматургии, публицистически-документального жанра, от русской литературы перешла к явлениям многонационального литературного процесса.

Думается, внимание участников было сосредоточено на проблемах, представляющих общетеоретический интерес. Историческая достоверность и гарантии от опасности плоского фактографизма, роль художественного вымысла, специфика выражения национального начала в произведениях о Ленине, их связь с коренными проблемами нашей современности, задачи критики – все эти, а также ряд других вопросов были подняты на совещании. В оценках отдельных произведений, например пьесы «Большевики», ораторы не во всем совпадали, и это естественно. Естественно и то, что в понимании некоторых проблем обнаруживались разные взгляды. Но решительно все были единодушны в главном Приближающийся юбилей – не преходящая кампания. Лениниана не имеет верхнего предела. Апрель 1970 года будет не конечной пристанью, где завершается маршрут, а лишь этапом промежуточного подведения итогов. Юбилей требует от художников слова полной меры партийной ответственности, граждански страстного отношения к делу, максимальной творческой отдачи.

Нужно, чтобы литература порадовала читателей высокохудожественными произведениями, достойными большой и ответственной темы. Эти произведения, несомненно, будут в центре внимания критики, будут поддержаны ею.

Единодушны были критики и в том, что от произведений на ленинскую тему читатель вправе ждать подлинной социальной масштабности, глубины художественных обобщений (а не просто бережного воссоздания фактов), тесной связи с насущными проблемами современности.

Уже отмечалось, что при трактовке конкретных проблем между участниками «круглого стола» возникали споры. Не так уж элементарно выглядит вопрос о самих границах предмета нашего разговора. Мнение, что Лениниана – это только книги о Ленине, справедливо оспаривала Л. Жак. Протестуя против чрезмерной узости такого подхода, В. Литвинов пошел дальше. Он выдвинул тезис о том, что художественная Лениниана «простирается на всю нашу литературу». Безусловно, можно только порадоваться, что читатели получат те «сто томов… партийных книжек», которые собирается издать «Дружба народов», то есть библиотеку лучших произведений советской прозы. Логично предположить, что в нее войдут и такие, к примеру, значительные романы, как «Битва в пути» или «Солдатами не рождаются», поскольку в них – на разном материале – ярко изображена борьба советского народа за торжество ленинских идей. Но все же Лениниана ли это?

По-видимому, Лениниана – все-таки свод произведений о Ленине, о замечательной гвардии его соратников по борьбе – большевиках, о жизни и исторических судьбах его идей – когда это является непосредственным предметом анализа.

В своем вступительном слове я говорил об актуальности ленинских идей и принципов социалистического хозяйствования и необходимости понимать их во всей социально-этической многогранности, отказавшись от привычной инерции сложившихся представлений (как великолепно сказала об этой важнейшей стороне ленинской деятельности Н. К. Крупская: «героизм… организационной работы»!).

В ходе обсуждения прозвучали опасения, не предается ли при этом забвению эмоциональное начало? Что касается стихотворений о ленинских местах (о чем говорила Л.

Цитировать

Баранов, В. Высокая ответственность / В. Баранов // Вопросы литературы. - 1969 - №6. - C. 51-55
Копировать