№4, 1962/Зарубежная литература и искусство

Возрождение филиппинской культуры

В последнее время во многих молодых независимых государствах Азии и Африки ведутся оживленные дискуссии о путях развития национальной культуры и ее связи с культурой Запада. Возникновение подобной проблемы не случайно. В течение многих десятилетий империалистические страны жестоко угнетали колониальные народы, всячески препятствовали развитию их культуры, старались лишить ее национальной самобытности. Причем все это делалось под прикрытием громких фраз о «приобщении дикарей к современной цивилизации». Поэтому вполне понятно, что после завоевания независимости борьба с остатками ненавистного колониализма подчас приводит к огульному отрицанию всей западной культуры, к попыткам искусственно изолировать от нее возрождающуюся национальную культуру. Однако передовые деятели в странах Азии и «Африки прекрасно осознают ошибочность подобных взглядов. Они правильно подчеркивают необходимость тесной связи между культурами различных народов, которая ведет к их взаимному обогащению. В качестве примера можно привести статью Х. Монтемейора «Куда идти?» 1, посвященную анализу современного состояния филиппинской культуры и путей ее развития. «В последнее время у нас много говорят о проблемах филиппинской культуры, – пишет Монтемейор. – Однако обычно имеют в виду языковые трудности, недостаток средств для создания сети культурных учреждений, отсутствие интереса и понимания со стороны широких кругов общественности… При этом из вида выпускают главное, то есть состояние нашей литературы, живописи, театра, музыки. А оно вызывает серьезную тревогу». Причина, по мнению Монтемейора, кроется в характерных особенностях процесса исторического развития Филиппин. Более четырех столетий страна находилась под господством испанцев, огнем и мечом насаждавших свою религию, обычаи, язык. В начале XX века их сменили «освободители» – американцы. Они много разглагольствовали о своей «цивилизаторской миссии», но испанского католического священника сменил не учитель, как можно было бы ожидать, а алчный торговец. В остальном все оставалось по-прежнему. Монтемейор подчеркивает, что и американцы за годы своего управления не сделали ничего для развития национальной филиппинской культуры, «если не считать такого вклада, как рождественская елка и фотографии полуголых див». Напротив, они проводили политику навязывания своей собственной культуры, которая до некоторой степени была усвоена привилегированными классами.

В результате этого после завоевания независимости на Филиппинах создалось ненормальное положение. «Наши культурные и интеллектуальные деятели, элита, – пишет Монтемейор, – живут в вакууме…

  1. «Sunday Times Magazine», Manila, August 1961.[]

Цитировать

Елин, С. Возрождение филиппинской культуры / С. Елин // Вопросы литературы. - 1962 - №4. - C. 137-139
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке