Воспитание красотой
Пафос пятилетних планов, величественный размах семилетки, новая, ни с чем не сравнимая по масштабам программа созидательной деятельности, освещающая трудящимся советской страны путь на два десятилетия вперед, – таковы ступени, ведущие к вершинам самого человечного и счастливого в мире коммунистического общества.
В эти дни, когда весь народ живет мыслью о предстоящем XXII партийном съезде, с новой остротой встают и теоретические и практические вопросы строительства коммунизма. Наряду с неуклонным развитием социалистического производства и повышением благосостояния народа приобретает все большее значение дальнейшая работа по воспитанию нового человека. Одной из важных сторон такого воспитания является приобщение масс к высокой эстетической культуре. В проекте Программы КПСС сказано: «Партия будет неустанно заботиться о расцвете литературы, искусства, культуры, о создании всех условий для наиболее полного проявления личных способностей каждого человека, об эстетическом воспитании всех трудящихся, формировании в народе высоких художественных вкусов и культурных навыков».
Забота об эстетическом воспитании советских людей пронизывает многие строки проекта партийной Программы. «Художественное начало, – подчеркивается в нем, – еще более одухотворит труд, украсит быт и облагородит человека». Одухотворяющее начало, высокая красота будет проявляться и в «творческой инициативе» масс, и в удовлетворении «индивидуальных запросов и вкусов» трудящихся, и в повышении уровня «эстетического воспитания во всех школах», и в «сочетании массовой художественной самодеятельности и профессионального искусства», и в «архитектурном оформлении городов и сельских населенных пунктов», и в выпуске предметов, «улучшающих и украшающих быт советских людей».
Как и другие средства борьбы за формирование коммунистического характера, мировоззрения и морали, воспитание красотой призвано играть огромную роль в нашей жизни. Вот почему проблемы эстетического воспитания волнуют не только педагогов и мастеров искусств, но и широкие круги трудящихся.
«Человечество создало много прекрасного. Можно ли все это познать и как?» – с таким вопросом обратился молодой читатель из Киевской области Юрий Раков в редакцию журнала «В мире книг». «Вы, наверно, скажете: для того, чтобы хорошо в чем-то разбираться, надо закончить институт или университет, – продолжал он. – По-моему же, дело тут не только в образовании». Журнал ответил Юрию статьей «Как познавать прекрасное», написанной двумя библиографами. Каков же указанный ими путь к постижению красоты? «Это самообразование, – пишут авторы, – то есть самостоятельное приобретение знаний по любому интересующему Вас вопросу. При этом чтение книг нужно сочетать с другими методами приобретения знаний: посещением лекций, участием в коллективных обсуждениях прочитанного, посещением музеев, картинных галерей, выставок, театров, концертов».
Конечно, невозможно переоценить значение всех видов просвещения и культуры для воспитания людей, чутких к красоте. Однако достаточны ли начитанность или хорошее знание памятников культуры для того, чтобы стать человеком, тонко чувствующим красоту, созданную в прошлом и создаваемую сегодня? Практика показывает, что одной эрудиции тут еще мало. Творческий подход к жизни, сказывающийся везде – в работе, в общественных делах, в технической и художественной самодеятельности, – прокладывает дорогу к сокровищам красоты. Такое отношение к жизни как к творчеству необходимо умело и целеустремленно воспитывать. Новый человек, которого растит наш строй, должен быть духовно прекрасным, гармонически развитым.
«В период перехода к коммунизму возрастают возможности воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство», – говорится в проекте Программы партии.
«Каждому члену общества предоставлены равные возможности для творческого труда и образования. Исчезают отношения зависимости и неравенства между людьми в общественной и семейной жизни. Личное достоинство каждого гражданина охраняется обществом. Каждому гарантируется равный и свободный выбор рода занятий и специальности с учетом интересов общества. По мере сокращения времени на материальное производство расширяются возможности для развития способностей, дарований, талантов в области производства, науки, техники, литературы и искусства. Досуг людей будет все больше посвящаться общественной деятельности, культурному общению, умственному и физическому развитию и художественному творчеству».
Красота открывается, конечно, не только непосредственно в самом ходе творческой практики. Но кто посвятил свою жизнь многообразному и вдохновенному творчеству, тот станет более чуток к красоте и более нетерпим к безобразному. Восприятие художественных произведений для него не только отдых и наслаждение – оно дает творческую «зарядку» для его деятельности. Такой человек и к художникам, писателям станет предъявлять особые, повышенные требования, что в конечном итоге не может не сказаться на развитии литературы и искусства.
Недавно в редакции «Вопросов литературы» состоялась беседа об эстетике и эстетическом воспитании, в которой приняли участие люди разных профессий: строитель-монтажник и литературовед, врач и писатель, архитектор и крановщик. Делясь своими мыслями о познании и созидании красоты, каждый из них обращался к собственному жизненному опыту. Вот о чем рассказал, например, молодой рабочий, ударник коммунистического труда Владимир Мартынюк:
«Когда я после армии в 1955 году приехал на стройку, ничего там не находил красивого. Работал много, а получал меньше других: я тогда был разнорабочим. Другой раз придешь в общежитие – все не мило, в деревню хочется, вот там красота! Такая скука была… Потом получил квалификацию. Стал присматриваться к городу, к людям, и появилось у меня что-то новое в душе. Захватила стройка! Выбрали меня в цеховой комитет – еще больше стал болеть за дело. Мы решили бороться за звание бригады коммунистического труда. Принял техсовет одно мое предложение, а я все думаю, думаю – другое подал… Приходит раз к моему крану инспектор:
– Ты почему инструкцию нарушаешь?
Я тогда грузы в оконные проемы подавал – так быстрее. Отвечаю ему:
– Я договорился, все рассчитал, мне разрешили. Все беру на себя…
А он мне – опять про инструкцию. Пока спорим, бетон в ящиках стынет – а у меня сердце стынет, как тот бетон.
– Нет, – говорю, – буду работать по-коммунистически, а вы как хотите!
У меня уже чувство другое на работе. Вот вчера началась буря, я был в кабине крана, смотрю – кое-кто убегает. Машина же может свалиться! Вижу – нельзя бежать, остался, продвинул кран к тупикам – и все…
В общем, пришла она ко мне, красота! Утром подойдешь к крану, заберешься наверх – все видно! Солнце светит, ветерок, и вдруг начинаешь сочинять стихи. Для чего? Я и сам не знаю.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.