Виола Эйдинова. Энергия стиля. О русской литературе ХХ века
Если в первой своей книге «Стиль писателя и литературная критика», вышедшей четверть века назад, В. Эйдинова определяла важнейшую для себя категорию стиля (скажем по необходимости кратко, а значит, несколько упрощенно) как некий общий художественный закон, то теперь она берет за основу определение слова «энергия» у В. Даля — «Постоянство, твердость, стойкость, неуступчивость, яростивость» (с. 10). Но как принадлежащее всем слово в его общеязыковом толковании становится литературоведческим термином? Вот как это происходит у В. Эйдиновой: «…понятие «энергия» <…> предстает в высшей мере адекватным самому ядру, самому эйдосу художественного стиля, способного не только концентрировать в себе особое качество именно этого, отличного от всего иного, авторского облика, но и деятельно это качество созидать. Деятельно, иначе — страстно, неудержимо <…> стиль творца бессменно «стоит на страже» его индивидуальности, сохраняя и умножая черты и бесконечно оригинального, и бесконечно узнаваемого, «литературного его лица»» (с. 10; здесь и далее курсив мой. — Е. О.).
Итак, в понятие энергии вкладывается одновременно и свершенность (завершенность), выраженная в стиле произведения, и собственно творческая энергия; мысль исследователя простирается от самого творческого процесса — к творцу в его, как сказал бы М. Бахтин, эстетическом бытии. В. Эйдинова ссылается на свою прежде написанную статью о стиле А. Платонова, где она говорит о «структурно-пластической, «стилевой полноте» художественного текста», которая «оказывается способной выразить и определенное, и бесконечное смысловое звучание произведения, оставляя в воспринимающем ощущение как волевого воздействия художника, так и свободы пребывания в его мире» (с. 14-15).
Героями книги стали «стилевые лица» крупнейших поэтов ХХ века (А. Ахматова, О. Мандельштам, Б.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2010