№2, 1960/Литературная учеба

Вероятные возможности

Сейчас очень много говорится о том, что современная наука далеко обогнала современное искусство. Фактически вокруг этого вопроса на страницах газеты «Комсомольская правда» развернулась большая дискуссия, поводом которой было открытое письмо И. Эренбурга девушке Нине.

Признавая необходимость и силу искусства в человеческом обществе, особенно в советском обществе, нельзя не признать и того, что в нашем искусстве нет еще своего спутника.

Сейчас век науки. Большинство людей это отмечает с гордостью, некоторые и с гордостью, и с сожалением. Я отношусь к числу тех, кто сожалеет о том, что искусство сейчас не идет вровень с наукой. Однако это совсем не наводит на меня уныния, не вызывает размышлений грустного порядка. Но все же избегать раздумий по этому вопросу нам, занимающимся той или иной отраслью искусства, не только не нужно, но и вредно.

В этой небольшой статье мне хотелось бы сказать прежде всего о том, что мы, драматурги, останавливая свой взгляд на том или ином факте жизни, на том или ином характере, должны заинтересоваться теми новыми сторонами в жизни и в человеке, которые являются прямым или косвенным следствием почти сказочного развития науки. Мир меняется на наших глазах, меняется и человек, живущий в этом мире. Сбросить с чаши весов чрезвычайную роль современной науки невозможно, пройти мимо нее – значит не быть писателем своего времени, не быть современным. Какую бы область жизни мы ни взяли, нам не удастся без художественного, а иногда и идейного ущерба изобразить ее, если не учесть проникновения науки в эту среду. Не сделаем мы этого – не будет наша пьеса современна. (Разумеется, не одно это придает пьесе характер и черты современности!)

Я имею в виду не только прямое отражение влияния науки на жизнь, как, например, пьесу из жизни ученых или пьесу, где сюжет развертывается вокруг внедрения новой техники в колхозе или на производстве. Я говорю и о тех новых чертах в человеке, которые явились следствием развития новой науки, – этих черт становится все больше и больше. Уловить и запечатлеть их в образе современника – дело необходимое, да и интересное.

Цитировать

Розов, В. Вероятные возможности / В. Розов // Вопросы литературы. - 1960 - №2. - C. 181-183
Копировать