№4, 1990/Хроника

Veni, Creator!

Veni, CreatorSpiritus! – Приди, Дух Творящий! (лат.)

Вышедший недавно в нью-йоркском издательстве В. Чалидзе и составленный английским славистом Ричардом Дэвисом (Лидс) сборник статей Леонида Андреева 1917 – 1919 годов напомнил об одной статье, которая ныне читается как своего рода пророчество – необычайно чуткий этклик на эпохальные события. Статья появилась на страницах «Русской воли»15 сентября 1917 года, ее название «Veni, Creator!».

* * *

«Гремите, военные оркестры!

Вывешивайте флаги! Из красных полотнищ стройте триумфальные арки! Громче и веселее кричи, праздничный народ: в твой мрачный город вступает завоеватель! По июльским трупам, по лужам красной крови вступает завоеватель Ленин, гордый победитель, великий триумфатор, – громче приветствуй его, русский народ! Вот он, серый в сером автомобиле: как прост и вместе величав его державный лик, сколько силы в каждом движении его благородной руки: одним мгновением она приводит в движение пулеметы и воздвигает стихии на голову непокорных! Что так грозно шумит позади триумфатора? Это море шумит и предостерегает. Это целые флоты, выкинув красные флаги, готовят громы и грозы. Вот он, твой победитель, русский народ, – громче же, громче и почтительнее приветствуй его! Склонись ниц! Пади долу перед великим завоевателем, со славою вступающим в твой державный Петроград!

Прийми и мой привет, победитель. Мне так жаль, что я только писатель, словесник, а не целый матросский оркестр, не иерихонская труба, не стозевно орущая глотка, не хор шестикрылых серафимов: как простым словом сумею выразить весь мой восторг и преклонение? Ты так велик, ты так божественно прекрасен, необыкновенный победитель, раздавивший отечество, вставший над законами, смело презревший всякого другого Бога, кроме тебя. Ты почти Бог, Ленин, – ты знаешь это?

Ты почти Бог, Ленин. Что тебе все земное и человеческое? Жалкие людишки трепещут над своей жалкой жизнью, их слабое, непрочное сердце полно терзаний и страха, а ты неподвижен и прям, как гранитная скала. Они плачут – твои глаза сухи. Они молят и проклинают – но ты их не слышишь. Что тебе земное? Ты выше слез, выше проклятий, выше презрения, – ты сам есть великое презрение, ставшее над землею.

Гряди, победитель!

О каком-то отечестве плачут они. Зовут Россию. Земные и жалкие, они любят какую-то родину. Им мила их земля, им мило их небо, их реки и леса, их поля и убогие деревни. Они хотят дышать этим воздухом и задыхаются в другом, будто не всякий воздух одинаково пригоден для дыхания. Земные дети, они цепляются руками за игрушки и самую любимую из всех зовут отечеством, каким-то отечеством. Но что тебе до земного? Как некий Бог, ты поднялся над их земным и ничтожным – и презрительной ногою встал на их отечество, легким пинком отбросил и растоптал смешную игрушку. Разве для Бога существует география? границы? свои и чужие земли? – Россия и Германия?

Цитировать

Андреев, Л.Н. Veni, Creator! / Л.Н. Андреев // Вопросы литературы. - 1990 - №4. - C. 278-280
Копировать