Не пропустите новый номер Подписаться
№4, 1990/Хроники

По страницам литературоведческих и литературно-критических журналов

«Филологические науки», 1989, N 6

В статье «Своеобразие эпического в лирике А. А. Ахматовой»О. Клинг пишет, что художественные открытия Ахматовой нельзя исчислять набором известных приемов, да и не могли они уложиться в традиционные рамки лирики. «Ахматовой вместе с О. Мандельштамом, Б. Пастернаком, М. Цветаевой и другими поэтами было суждено в корне изменить саму природу поэзии XX в.: лирика оказалась опрокинутой в мир эпического осмысления жизни. Произошло как бы родовое изменение черт лирики».

«Александр Блок и Анна Ахматова. Сопоставить творчество этих поэтов позволяет и одна эпоха, начало XX в., и пересечения в жизненном, биографическом плане, и тот факт, что поэзия Блока оказывала влияние на ахматовскую, чему свидетельство – блоковские реминисценции в поздних стихах Ахматовой и как бы внутренний, мысленный диалог, обращение поэта к поэту сквозь бездну времени, их разделяющего», – пишет Н. Прозорова в статье «Опыт сравнительного анализа двух стихотворений». Автор анализирует стихотворения: «Красота страшна, – Вам скажут»– А. Блока и «Я пришла к поэту в гости»– А. лхматовой.

Р. Гензелева и Г. Гоос, обращаясь к роману В. Шукшина «Я пришел дать вам волю», исследуют структуру литературного героя, считая, что эта тема не являлась до сих пор объектом критики. Авторы обращают внимание на то, что «в романе Шукшина оценка прошлого с позиций современности нашла свое выражение именно в трагической интерпретации легендарного атамана… трагическое толкование было свидетельством углубления историзма писателя в подходе к разинской теме… Особый интерес представляет многообразное использование фольклора для воссоздания исторической личности».

Статья Т. Сулиной – о произведении Хю века «Руодлибе», принадлежащем истории двух литератур – латинской и немецкой: «его анонимный автор изображает жизнь средневековой Германии, облекая свое сочинение в форму латинских гекзаметров». Автор отмечает: «Руодлиб»– самостоятельная попытка освоения жанра романа на пути, ведущем не столько к куртуазной литературе, сколько в направлении разработки отечественной традиции, которая, столетия спустя, поднявшись на высокую ступень художественного обобщения, проявилась в «Симплициссимусе»Гриммельсгаузена».

«Трагическая символика Юджина О’Нила»– статья С. Пинаева. В статье говорится, что подлинную силу драмам О’Нила сообщает именно трагический ракурс, изображение жизни американского общества как «трагедии, самой потрясающей из всех написанных и ненаписанных»… Но трагическое у О’Нила не сводится к «пессимистическим итогам, к безысходному… Многие произведения художника проникнуты оптимизмом борьбы человека с судьбой, на которую его обрекает жизнь, общество, история; и определяющее в них – не поражение в этой борьбе, а сама борьба, стойкость человеческого духа, наконец, та поэтическая мощь, которая «возвышает»даже самые мрачные его произведения».

Рассматривая особенности повествовательной структуры романа «Бесы»Ф. М. Достоевского, К.

Цитировать

От редакции По страницам литературоведческих и литературно-критических журналов / От редакции // Вопросы литературы. - 1990 - №4. - C. 281-282
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке