№12, 1961/В шутку и всерьез

В шутку и всерьез

ЛЕОНИД ЛЕНЧ

ПАВЕЛ И ЕВДОКИЯ
(Драма в двух монологах)

Монолог первый

Драматург (нервно ходит по комнате, курит и рассуждает сам с собой). Значит, схема сцены у меня будет такая: положительный Павел пришел в автобусный парк… Он встречает кондукторшу Евдокию. Отлично! Дальше у. меня намечается лирическая сцена Павла и Евдокия, и это просто замечательно, что она произойдет не в обыкновенном пошлом парке, под какой-нибудь пошлой липой, на какой-нибудь пошлой скамейке, а в автобусном парке!.. Попробую сходу набросать диалог между Павлом и Евдокией!.. (Садится за стол, быстро пишет, потом читает вслух написанное.)

«Павел. Вас зовут Евдокия?

Евдокия. Да, меня зовут Евдокия. А вас?

Павел. Меня зовут Павел. Я разыскал вас, Евдокия, чтобы признаться в нехорошем поступке, который я совершил вчера, когда ехал в автобусе, на котором вы катаетесь туда и сюда в качестве кондукторши.

Евдокия (нахмурив брови). Какой нехороший поступок вы совершили, Павел?

Павел (опустив голову). Я не взял билета и проехал бесплатно две остановки, Евдокия!

Евдокия. Это ужасно!.. Вы причинили убыток родному транспорту, которому я отдаю всю душу!..

Павел. Было очень много пассажиров, и я не смог…

Евдокия (строго). Это не оправдание, Павел?

Павел (с силой). Знаю, знаю!.. Всю ночь меня мучила совесть, которая не давала мне уснуть всю ночь! Как хорошо, что я машинально запомнил номер вашей машины, когда сошел с нее!.. Возьмите!.. (Дает Евдокии 5 копеек.).

Евдокия. Что это?

Павел. Пять копеек. За вчерашний проезд! (Смотрит на Евдокию. В его глазах – робкая надежда.)

Евдокия (смотрит на Павла; в ее глазах – нежная улыбка – первый проблеск будущего большого чувства). Вот вы… какой! (Берет деньги.)».

Драматург задумывается. Потом снова рассуждает сам с собой.

Драматург. Как будто все правильно!.. Этическая проблема! Но, с другой стороны, если Павел у меня – хорошее начало, зачем же оно бесплатно катается в автобусе?.. Чепуха получается! А прекрасная Евдокия полюбила, выходит, хорошего Павла… за пятак?! Явно недостаточно… (Думает.) Боже мой, боже мой, как все это мучительно трудно!.. (Стонет.) Черт их побери, этих положительных! Какие они?.. Откуда я знаю?..

Монолог второй

Драматург (нервно ходит по комнате, курит, рассуждает сам с собой). Значит, схема сцены у меня будет такая; положительный Павел пришел в автобусный парк… Павел представляет хорошее начало… Здесь, в парке, он встречает отрицательную кондукторшу Евдокию, и между ними возникает острый конфликт. Да, конфликт – это главное!.. И не какой-нибудь, а острый!.. (Садится за стол, быстро пишет, потом читает вслух написанное).

«Павел. Вас зовут Евдокия?

Евдокия. Да, Дуськой меня кличут. А тебя?

Павел. Меня зовут Павлом. Я разыскал вас, Евдокия, чтобы признаться в нехорошем поступке, который я совершил вчера, когда ехал в автобусе, на котором вы катаетесь туда и сюда в качестве кондукторши.

Евдокия. Что же ты такого насобачил вчера, Павлушка?!

Павел (опустив глаза). Я не взял билета и проехал бесплатно две остановки, Евдокия!..

Евдокия.

Цитировать

От редакции В шутку и всерьез / От редакции // Вопросы литературы. - 1961 - №12. - C. 231-235
Копировать