№12, 1968/Коротко о книгах

В поисках смысла жизни

Д. Затонський, У пошуках сенсу буття, «Днiпро», Киïв, 1967, 309 стор.

Наши читатели, следящие за развитием современной западной литературы, несомненно знакомы с работами Д. Затонского, настойчиво исследующего творчество крупнейших художников зарубежных стран. Книга этого автора, вышедшая на украинском языке под заглавием «В поисках смысла жизни», собственно говоря, является итоговым исследованием, основанным на его предыдущих работах. И все же, как указывает критик, это не сборник его журнальных статей и отдельных исследований, а заново переработанная цельная книга. Она интересна прежде всего тем, что в ней преодолены некоторые предвзятые суждения, связанные с оценками новых школ и направлений в современной зарубежной литературе.

В отличие от ряда западных исследователей Д. Затонский выступает против расширительного толкования реализма как явления, включающего в себя любое отображение действительности. В этом смысле автор полемизирует с известной работой Роям Гароди «О реализме без берегов» и доказывает, что, приняв концепцию Гароди, между различными модернистсними течениями и правдивым отображением жизни следует поставить знак равенства. Реализм, какие бы формы он ни принимал, неизбежно стремится к типизации, к обобщению, тогда как художник-модернист не только выхватывает из действительности, кажущейся ему хаосом и сумятицей, черты крайне случайные, но и пользуется любыми доводами для подтверждения алогичности и непостижимости бытия. Автор приводит множество примеров, сопоставляя ситуации и их истолкование у Ионеско, одного из основателей «театра абсурда», с аналогичными по сюжету, но реалистическими построениями в романах Бёлля и других современных художников. Из этих примеров видно, что в основе творческого метода того или другого писателя Запада лежит его мировоззрение, его страстное стремление не только искать, но и найти смысл жизни. Бывает, что один и тот же художник создает произведения, значительно отличные по методу и по подходу к реальности. У Ф. Дюрренматта, наряду с пьесами гуманистического и социально-критического толка, встречаются произведения (например, «Двойник»), отражающие фаталистическое и трагическое восприятие автора. Д. Затонский на примере многочисленных фактов предостерегает читателя от мысли, что в творчестве таких художников как бы сливаются черты реализма и модернизма. По мнению автора, здесь нужно видеть лишь доказательство резких противоречий в личности Ф.

Цитировать

Дейч, А. В поисках смысла жизни / А. Дейч // Вопросы литературы. - 1968 - №12. - C. 217-218
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке