№12, 1968/В шутку и всерьез

Роб-Грийе. Пикассо, реализм, модернизм и я

Д. ЗАТОНСКИЙ

1. ПРИСУТСТВЕННЫЕ МЕСТА

Тот, кто прочитает новый роман Роб-Грийе «ГПП («Гроб, покинутый покойником»), убедится, с каким достойным лучшего применения упорством и последовательностью его автор изгоняет человека из художественного произведения. Во-первых, человека в романе нет – есть покойник. Во-вторых, нет и покойника – есть только Гроб, покинутый покойником (главный герой произведения). Но удалось ли в действительности Роб-Грийе избежать присутствия человека на страницах своего романа? Нет! Авторский замысел потерпел катастрофическую неудачу: модернист и декадент Роб-Грийе забыл о присутствии читателя. Читая «ГПП», я, читатель, наглядно представляю себе добрые мускулистые руки умельца-гробовщика, любовно сбивавшего Гроб, покинутый покойником, и ясно сознаю, что доски, гвозди и глазет, которыми воспользовался гробовщик, являются плодом творческого гения и упорного труда талантливого французского народа. Как говорится:

Цитировать

Ивакин, Ю. Роб-Грийе. Пикассо, реализм, модернизм и я / Ю. Ивакин // Вопросы литературы. - 1968 - №12. - C. 224-224
Копировать