№9, 1965/Обзоры и рецензии

«Ученая республика»

В. Базанов, Ученая республика, «Наука», М. -Л. 1964. 463 стр. В. Базанов, Ученая республика, «Наука», М. -Л. 1964. 463 стр.

Изучение наследия декабристов относится к лучшим достижениям советской литературной науки. Дореволюционное литературоведение оказалось не в состоянии по-настоящему исследовать этот вопрос не потому только, что тема была «запретной» или недоставало фактических знаний, – несостоятельной была и методология. Декабризм рассматривали как либеральную мечту, как случайный эпизод в истории и неудачное подражание западным революционным примерам. Ему отводилась скромная роль выразителя гражданских настроений где-то на периферии русской литературы.

Ленинская концепция трех этапов освободительного движения в России была подлинным методологическим открытием. Опираясь на него, советская наука продемонстрировала умение собрать, строго критически осмыслить все доступные источники, факты, материалы. Исследователям открылась документально выверенная картина декабризма – движения, формирующего освободительные идеи века, оказавшего самое непосредственное воздействие на Пушкина, Грибоедова и последующие поколения писателей.

В. Базанов по праву числится в ряду ученых, усилиями которых воспроизведен облик литературного декабризма, столь обогатившего национально-художественный опыт.

Рецензируемая книга посвящена литературным объединениям декабристов. Начальные главы знакомят читателей с деятельностью Общества учреждения училищ взаимного обучения, масонской ложи «Избранного Михаила», с активными попытками ранних декабристских организаций подчинить своему влиянию «Вольное общество словесности, наук и художеств», «Арзамас», «Зеленую лампу» и другие объединения, кружки и салоны. Книга изобилует образцами конкретного литературоведческого исследования, автор ее умеет извлечь из малозначащих на первый взгляд исторических фактов содержательные научные выводы.

Заинтересовавшись, например, «Таблицами для взаимного обучение чтению», В. Базанов обратил внимание на их словарный состав. Свобода, ярмо, цепи, воля, честь, разум, доблесть, мятежник, заговор, гражданин, властолюбие, изверг, крепостной, раболепствовать, всенародный – такими и подобными им словами пестрят учебные таблицы. По ним нетрудно составить прописи в защиту свободы и гражданского мужества, в укор и поношение крепостничества, властительных злодеев.

Так и поступали М. Орлов и Вл. Раевский на занятиях с кантонистами, солдатами и юнкерами, восхваляя подвиги революционеров и возбуждая ненависть к деспотизму. Статистическая справка о «ланкастерских школах», охвативших в 1820 году свыше 5 тысяч сиротских и солдатских детей, засвидетельствовала широкое распространение и успех декабристских педагогических опытов. Из цитированных в книге отчетов, официальных донесений с полной очевидностью обнаруживается стремление властей «поставить прочный оплот сему опасному по духу времени нововведению». Убедительным представляется авторский вывод: Вольное общество учреждения училищ не просто осваивало методику английского педагога Джозефа Ланкастера, не только просветительствовало, но предприняло смелую попытку демократизировать российскую систему обучения.

И в результате этих разысканий жизненным содержанием и глубоким социальным смыслом наполняются знаменитые реплики героев «Горя от ума» о «ланкарточных» школах, начинают правильно восприниматься обличительный реализм бессмертной: комедии, ее сатирические обобщения. Скрупулезный анализ уставов, правил, ритуальных клятв, практики «человеколюбия», литературных произведений участников ложи «Избранного Михаила» позволил автору прийти к заключению, что в ней по существу происходили конспиративные беседы русских вольнодумцев, что масонская терминология часто прикрывала декабристские доктрины и понятия, что в произносимых здесь иносказательных речах отражались национально-патриотическая тематика, романтический стиль гражданственной поэзии и публицистики.

И опять-таки читатель как бы погружается в общественный и литературный быт эпохи, выписанной необычайно предметно, с характерными только для этого времени деталями, и видит, в какой атмосфере и каким образом подхватывались свободолюбивые идеи Радищева, формировался идейный пафос пушкинской оды «Вольность», зарождалась гуманистическая высокая лирика декабристов. В основной части монографии прослеживается история возникновения Вольного общества любителей российской словесности, метко названного самими его членами «ученой республикой», характеризуется организационная его структура, состав, политическая программа, круг историко-общественных и литературных интересов. В. Базанов справедливо связывает с деятельностью этого объединения новый этап в подготовке сочувствующего декабристам общественного мнения. Последовательно примененный автором принцип конкретного исследования весьма разнообразных источников и порой исторически «негромких» фактов дает замечательные результаты.

Сошлюсь на один пример. В «Приложении» впервые публикуется «Журнал ученых упражнений…» Вольного общества. Уж куда, кажется, сухая материя – протоколы, регистрация посещений, перечень читанного на заседаниях с односложными пометами «одобрено», «исправить», «возвращен г. сочинителю», список почетных, действительных членов и членов-сотрудников с датами их вступления в общество… Между тем как ожила эта «канцелярщина» в руках опытного исследователя-архивиста. Открылись дополнительные факты борьбы К. Рылеева, А. Бестужева, Ф. Глинки и других декабристских литераторов с правыми «соревнователями», с «партией положительного безвкусия», напряженной и острой борьбы за углубление идеологической и эстетической подготовки деятелей восстания 14 декабря, укоренения вольнолюбивых идей в широкой литературной среде.

Тонкая интерпретация документа, «очная ставка» разнохарактерных свидетельств, целеустремленный анализ художественного произведения или критической статьи ведут в глубь декабристских планов, замыслов, практических деяний, и тогда вживе, как непосредственно воспринятый факт, выявляются особенности декабристского отбора исторического, литературного, фольклорного материала (античная гражданственность, история древнего Новгорода, жизнеописания «великих мужей России», революционные выступления греков, испанцев), эстетики и поэтики гражданского романтизма, декабристской, концепции самобытности русской поэтической культуры.

Полуторавековой опыт существования литературных объединений, обществ, кружков, «товариществ», салонов, редакционных коллективов дает ценный материал для уяснения литературного движения на том или другом историческом отрезке времени. У нас, к сожалению, очень редки работы, в которых бы специально изучался литературный процесс в таких конкретных и специфических формах его проявления1. Ждет своего исследования и богатейший в этом отношении материал по истории советской литературы. Книга В. Базанова поможет найти самый тип монографического исследования в этой важной области историко-литературных знаний.

К широким историко-литературным обобщениям В. Базанов идет путем архивных разысканий, тщательного изучения рукописей, полузабытых журнальных текстов, эпистолярных и мемуарных источников, огромного следственного и цензурного материала. Добротная документальность – душа конкретного исторического исследования, показатель действенности марксистской методологии и методики.

В. Базанов и раньше писал о Вольном обществе любителей российской словесности2. В новом труде он значительно обогатил историко-литературные характеристики, радикально переработал и уточнил некоторые свои прежние положения, исключил материалы, мало что дававшие для уяснения деятельности этого декабристского объединения (например, материалы, относящиеся к тайному обществу «Хейрут» и др.).

Рецензируемая книга не лишена и недостатков. В одном случае читатель заметит своеобразный налет стилистической «модернизации» изложения, неоправданное «сюжетное» заострение в характеристике роли Ф. Глинки, который именуется «декабристским контрразведчиком» в канцелярии петербургского военного генерал-губернатора Милорадовича, или, скажем, в истории грехопадения Каразина, писавшего доносы на «ученую республику». Эти сюжеты разыграны чуть ли не в лицах, в искусной инсценировке, но режиссером здесь выступает, судя по всему, не подлинная история, а сам В. Базанов. В других случаях автор, как бы не доверяя памяти читателей его прежних работ по литературному декабризму3, повторит известную характеристику или тезис, процитирует «дежурные» стихи, без особой нужды подробно воспроизведет архивную находку. Впрочем, таких погрешностей в книге немного.

Главное же достоинство «Ученой республики» в том, что в этой книге обстоятельно исследованы яркие эпизоды русского литературного процесса, запечатлевшего в героическом декабризме тесный союз политики, поэзии и науки.

г. Саратов

  1. См.: «История русской литературы XIX века. Библиографический указатель», Изд. АН СССР. М.-Л. 1962, стр. 66 – 74; «История русской литературы конца XIX – начала XX века. Библиографический указатель». Изд. АН СССР, М.-Л. 1963, стр. 37 – 40.[]
  2. См.: В. Базанов, Вольное общество любителей российской словесности, Петрозаводск, 1949.[]
  3. »Очерки декабристской литературы». Публицистика. Проза. Критика. Гослитиздат, М. 1953; Поэзия, М.-Л. 1961. []

Цитировать

Покусаев, Е. «Ученая республика» / Е. Покусаев // Вопросы литературы. - 1965 - №9. - C. 215-216
Копировать