№9, 1965/Теория литературы

Американские критики о Джеке Лондоне

Недавно в Соединенных Штатах был издан еще один роман Лондона – «Бюро убийств» 1, последнее из крупных его произведений. Три романа («Джерри-островитянин», «Майкл, брат Джерри», «Сердца трех»), завершенные писателем незадолго до смерти, и сборники рассказов «Красное божество», «На циновке Макалоа», «Голландская доблесть» были изданы его вдовой Чармейн вскоре после кончины Лондона. Опубликована и незаконченная повесть «Черри».

Было известно, что в архивах писателя, кроме переписки и ранних рассказов, оставалась объемистая рукопись под интригующим названием «Бюро убийств»; больше о ней ничего не сообщалось. Правда, литературоведы установили, что писалось это произведение на сюжет, взятый у С. Льюиса, в ту пору начинающего журналиста. Теперь выяснилось, что Лондон написал двенадцать с половиной глав романа. После его смерти по оставшимся заметкам книгу намеревалась завершить Чармейн Лондон: ею были сделаны наброски продолжения.

Однако замысел Чармейн не был осуществлен. В 1963 году американский писатель Р. Фиш, уже имевший опыт в приключенческом жанре, воспользовался заметками Лондона и дописал книгу.

«Бюро убийств» – детектив. Здесь погони, хитроумные планы поимки, убийства. Уже по некоторым рассказам (например, «Крылатый шантаж») можно было судить об интересе писателя к детективу, однако теперь впервые читатель получил возможность познакомиться с крупным произведением этого жанра.

В книге рассказывается о компании, принимавшей заказы на убийство людей любого ранга – до короля и президента. В отличие от заурядных гангстерских шаек бюро требует исчерпывающего обоснования справедливости смертного приговора и, приняв заказ, неукоснительно его выполняет. Глава организации настолько предан положенным в ее основу принципам, что, поняв вредность и антиобщественный характер своей деятельности, принимает заказ на умерщвление собственной персоны. Он подчиняет этой цели всю машину бюро убийств, надеясь победить в чудовищном единоборстве и таким путем привести к краху террористическую организацию. Лондон подробно описывает попытки бюро уничтожить своего шефа. Один за другим погибают члены организации, и в конце концов она прекращает свое существование, доказав тем самым ложность принципов, на которых была создана.

Лондон выступил в романе против анархистской идеологии и методов индивидуального террора. Есть в романе и критика ницшеанства, пресловутой теории о «всаднике на коне», вершащем судьбы народов. Книга, таким образом, кое-что уточняет во взглядах писателя (как известно, в романе «Железная пята» он недооценил роль масс в восстании).

Интересно, что в числе главных героев романа выступают и выходцы из России. В разговорах персонажей и авторском тексте часты ссылки на Горького, Толстого, Достоевского, Тургенева, упоминаются имена видных русских общественных деятелей и революционеров. Роман говорит о живом- интересе Лондона в последние годы жизни к России.

В связи с этой новой публикацией из литературного наследия писателя любопытны перемены в отношении к нему, происшедшие за последнее время в США.

Отношение литературоведения США к писателю имеет свою довольно примечательную историю. При жизни и в течение двух-трех десятилетий после смерти Лондон оставался в числе самых знаменитых американских писателей. За этот период о нем было написано много статей и несколько фундаментальных книг. Среди них – насыщенная биографическим материалом двухтомная «Книга о Джеке Лондоне», написанная Чармейн Лондон (1921), и труд дочери писателя Джоан Лондон «Джек Лондон и его время» (1938). Из воспоминаний интерес представляли «Воспоминания о Джеке Лондоне» Анны Струнской (1917), «Тайна Джека Лондона» Джорджии Бэмфорд (1931) и «Разгул в Аркадии» Джозефа Ноэла (1941).

Большую популярность завоевала романизированная биография «Моряк в седле» Ирвинга Стоуна (1938). Важную роль в процессе осмысления творческого наследия писателя сыграла и вышедшая в 1947 году работа прогрессивного американского историка и литературоведа Филипа Фонера «Джек Лондон – американский бунтарь».

Однако в конце 40-х и в 50-е годы, в период разгара «холодной войны» и маккартизма, Лондон не был в США в числе тех авторов, о которых писали литературные и научные журналы. И хотя по-прежнему из года в год печатались и раскупалась томики рассказов, романов писателя и прогрессивные газеты, больше коммунистические, откликались на его годовщины, – с университетских кафедр и в колледжах профессора говорили об ограниченности изобразительных средств Лондона, о грубом репортерском стиле и его неспособности выразить проблемы существования индивидуума; говорили, что герои его примитивны, а сам он натуралист и ницшеанец. Об этом же писалось в историях литературы2. Стало традицией в трудах, посвященных анализу формы, о Лондоне вообще не говорить или только вскользь упоминать3.

Но вот Кеннет Линн целую главу своей книги «Мечта об успехе» 4 отвел Джеку Лондону. Работа этого критика, профессора Гарвардского университета, казалось бы, посвящена очень важной проблеме: губительному воздействию погони за успехом, деньгами на американскую интеллигенцию, в частности на писателей Драйзера, Лондона, Д.-Г. Филлипса, Ф. Норриса, Р. Херрика. Сама постановка вопроса вполне закономерна: на того же Лондона атмосфера погоня за долларом оказала в конце концов пагубное воздействие.

Увы! Анализ К. Линна разочаровывает бедностью фактов и поверхностностью, причем создается впечатление, что автор не знаком со многими общеизвестными фактами и не владеет литературным анализом. Так, он отождествляет Вулфа Ларсена и Лондона, выдает мысли Мартина Идена за мысли писателя. К. Линн либо не знает, либо сознательно умалчивает о том, что в образе Ларсена Лондон намеренно вывел ницшеанца, чтобы разоблачить его: именно этой цели был посвящен роман. Далее автор старается уверить читателя в том, что трагический финал «Железной пяты» объясняется отрицательным отношением Лондона к социалистическому строю. Писатель, дескать, не был заинтересован в установлении социализма: его больше устраивал капитализм. К. Линн говорит все это весьма серьезно, словно он не знаком с революционной публицистикой Лондона, его перепиской с соратниками по борьбе за социализм, ничего не слышал о кипучей общественной деятельности автора «Железной пяты» до и после появления романа. Словом, профессор К. Линн стремится подогнать Лондона под буржуазный стандарт писателя-дельца.

Создавалось впечатление, что буржуазное литературоведение старается дискредитировать Лондона, убедить, что он никого больше не интересует в сегодняшней Америке. Казалось, эти усилия должны увенчаться успехом. Но с конца 50-х годов и особенно в последнее время стало ясно, что дело обстоит иначе. В начале 1961 года в Висконсианском университете была защищена докторская диссертация о Лондоне, автор которой, Ирл Джен Лейбор5, ставил целью доказать, что писатель не утратил своего значения в современности и заслуживает пристального внимания. Вскоре появилась книга о Лондоне для юношества, написанная Артуром Калдером-Маршаллом## Arthur Calder-Marshall, Lone Wolf. The Story of Jack London.

  1. »The Assasination Bureau, Ltd», Me Grow Hill Book Company, N. Y. – Toronto-London, 1963. []
  2. A. Kazin, On Native Grounds, N. Y. 1956.[]
  3. Неупоминается, например, имяЛондонавобъемистомтруде: М. Веwlу, The Eccentric Design (Form in the Classic American Novel), London, 1959; ивкниге: R. Chase, The American Novel and its Tradition, N. Y. 1957. Вобщейформеговоритсяо»Морскомволке»вкниге: Frederic Hoffman, The Modern Novel in America, N. Y. 1956.[]
  4. Kenneth S. Lynn, The Dream of Success, Boston-Toronto, 1955.[]
  5. Earle Gene Labore, Jack London’s Literary Artistry: A Study of his Imagery and Symbols in Relation to his Times (Thesis). The University of Wisconsin, 1961.[]

Цитировать

Быков, В.М. Американские критики о Джеке Лондоне / В.М. Быков // Вопросы литературы. - 1965 - №9. - C. 198-206
Копировать