У истоков эпоса
Е. М. Мелетинский, Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники, Изд. восточной литературы, М. 1963, 462 стр.
Глубокий и все усиливающийся интерес к проблемам народного эпоса в советской фольклористике последнего времени, получающий свое ощутимое выражение в изданиях эпических памятников и в появлении ряда фундаментальных исследований, вполне закономерен и оправдан. По крайней мере три существенных обстоятельства обусловливают и стимулируют этот интерес. Во-первых, героический эпос – это колыбель народного искусства, это художественно совершенное выражение раннего исторического и общественного опыта народа и средоточие его вековых идеалов; во-вторых, героический эпос стоит у истоков мировой литературы, а в определенной мере продолжает питать ее и в наше время; в-третьих, героический эпос – в силу своей художественной специфики и своего исторического содержания – с особенной яркостью и устойчивостью хранит и отражает важнейшие закономерности ранних форм человеческого искусства. К сказанному надо добавить еще, что эпическое наследие народов нашей страны отличается исключительным богатством и разнообразием и дает ценнейший материал для больших исторических и теоретических обобщений.
Исследования последних лет были направлены на выяснение проблем! генезиса и истории эпоса отдельных народов и на разработку современной научной методологии и методики изучения эпических памятников. При этом большое значение имело привлечение сравнительных материалов и применение принципов историко-типологического сравнения. Эти исследования вплотную подвели нашу науку к одной из самых сложных и заманчивых задач – возможности установления общих закономерностей возникновения героического эпоса как своеобразного вида народной поэзии и воссоздания первоначальных, наиболее ранних форм эпического творчества. В этом смысле появление книги Е. Мелетинского подготовлено предшествующим движением науки, рецензируемый труд в определенной своей части обобщает коллективный опыт работы по изучению эпоса. Впрочем, в известной мере книга подводит итог и многолетним исследованиям в этой области самого автора, крупного специалиста по народному эпосу и – шире – по ранним формам фольклорного творчества.
Перед нами – фундаментальный труд, оригинальное исследование, в основе которого лежит сравнительно-исторический анализ обширного и сложного художественного материала, принадлежащего разным эпохам и разным народам. Анализ этот отличается целеустремленностью. Книга Е. Мелетинского не есть собрание работ одного автора, посвященных отдельным эпическим памятникам, хотя центральное место в ней и занимает обстоятельный анализ карело-финских эпических рун, богатырских !Поэм тюрко-монгольских народов Сибири, нартских сказаний народов Кавказа, шумеро-аккадского книжного эпоса и других. В этом анализе «есть определенная ведущая линия, которую сам автор выделяет в следующих словах: «Возникая в период разложения первобытнообщинного строя, героический эпос опирается на традицию повествовательного фольклора доклассового общества. Выяснение роли доклассового фольклора как важнейшего источника формирования эпико-героического жанра и значения первобытнообщинного наследия в героическом эпосе было основным в нашем исследовании…» (стр. 425). «…Архаические памятники героического эпоса и пути дальнейшего формирования героической эпопеи рассматриваются нами в рамках отдельных национально-исторических – «участков», каждый из которых имеет свою специфику. При этом наша главная задача – не выявление специфики каждой культурной «области», а установление общих закономерностей в соотношении догосударственной героико-эпической архаики с первобытнообщинным наследием, с одной стороны, и с более поздними (возникшими на стадии государственной консолидации) эпическими памятниками – с другой» (стр. 20).
Тщательное рассмотрение – под определенным углом зрения – большой группы архаических эпических памятников привело автора к существенным и в ряде моментов принципиально новым выводам относительно их исторического содержания, смысла заключенной в них героики, к интересному и свежему истолкованию некоторых классических произведений мирового эпоса. Таковы, например, убедительные характеристики героя «Калевалы» Вяйнямейнена, героев нартского эпоса, Гильгамеша и других. В этих характеристиках раскрывается сложность эпических образов, явившихся продуктом художественных обобщений движущегося народного сознания и связанных с переработкой в народном творчестве определенных поэтических традиций и древних представлений.
Вся эта сторона работы Е. Мелетинского, относящаяся к новому истолкованию ряда эпических памятников, несомненно, вызовет не только пристальное внимание специалистов, изучающих отдельные памятники, но и живой интерес читателей, для которых эпические герои, вроде названных выше, составляют галерею мировых художественных типов.
Разумеется, конкретные результаты исследования Е. Мелетинского в этом направлении требуют специального анализа. В рамках настоящей рецензии представляется важным прежде всего оценить книгу с точки зрения того, как решены в ней те общие задачи, которые поставлены автором.
В своем стремлении исследовать закономерности возникновения эпоса и восстановить его исторически ранние формы автор книги нигде не дает себя увлечь в сферы отвлеченных построений, абстрактных рассуждений об эпосе «вообще» и спекулятивного теоретизирования. С другой стороны, его не соблазняют и возможности гипотетических и редко доказуемых реконструкций эпических сюжетов. Автор от начала до конца опирается на художественный и этнографический материал, остается на почве конкретно-исторического анализа реальных данных. Заслуга автора состоит в том, что он умеет найти, систематизировать, осмыслить реальные факты, многие из которых для целей такого исследования привлечены, в сущности, впервые.
Книга Е. Мелетинского еще раз хорошо демонстрирует возможности плодотворного применения к изучению фольклора историко-типологического сравнения, основанного на материалистических представлениях об общих закономерностях исторического процесса и на строгом конкретно-историческом подходе к анализу сходных явлений и фактов общественной жизни, различных этнографических институтов, человеческого сознания и искусства.
Выводы Е. Мелетинского о типологической общности ряда эпических героев и эпических сюжетов и типологических связях между образами эпоса более раннего и более позднего, а также о типологической природе сходства ряда характерных художественных черт народной эпики составляют заметный вклад в современную фольклористику.
Другая сильная сторона книги Е. Мелетинского определяется глубоким пониманием и, я бы сказал, свойственным автору непосредственным ощущением неповторимой художественной специфики эпоса, которая выражается в первую очередь в самом отношении эпоса к действительности и в характерных для него формах воспроизведения этой действительности. Осознание специфики эпического понимания и эпического изображения жизни для автора книги – не простая декларация, но решающий и вместе с тем конкретный принцип. Раскрытие художественного своеобразия эпической поэзии в его исторической обусловленности, в его развитии составляет одну из внутренних задач книги, реализованную с особенной убедительностью.
С другой стороны, последовательно учитывая указанное своеобразие, Е. Мелетинский подходит и к принципиальному решению некоторых существенных проблем эпического творчества, в первую очередь таких, как историзм эпоса, сущность и природа эпической героики, основное содержание эпических памятников догосударственной эпохи, смысл и значение эпических образов. Его книга активно вмешивается в незатухающие (и не сегодня начавшиеся) споры вокруг этих проблем. Автор подвергает убедительной критике мифологическую и неомифологическую теорию происхождения эпоса, показывает узость и фактическую неаргументированность концепций исторической школы и ее современных последователей. При всем том он тщательно прослеживает реальные связи древнейших форм героического эпоса с мифологией и учитывает своеобразное преломление в нем конкретно-исторического опыта народа.
Важный тезис автора о том, что «не панегирики, не религиозные легенды, не династические хроники, а народный эпос доклассового общества – первоисточник героического эпоса и что с использованием традиций фольклора первобытнообщинного строя связано не только сохранение сюжетных элементов, но и формирование самих эпических идеалов, особой эпической гармоничности, составляющей неповторимую красоту героического эпоса» (стр. 19), развивается и подтверждается в исследовании на анализе обширного поэтического материала.
Историко-сравнительный анализ архаических элементов, сохранившихся в ряде эпических памятников, и разыскания в области древнейших памятников фольклора, предшествовавших возникновению эпоса в собственном смысле слова, привели Е. Мелетинского к созданию вполне законченной и очень хорошо фактически аргументированной концепции о связи героического эпоса с фольклором доклассового общества, в первую очередь со сказаниями о героях-первопредках и древнейшими богатырскими сказками-песнями. Автор, опираясь на данные фольклора народов Крайнего Севера, Африки, Океании и др., раскрывает особенности этих жанров фольклора первобытных народов и устанавливает присущие им общие закономерности. Далее исследователь прослеживает традиции этого фольклора в архаических памятниках эпоса и реконструирует картину закономерного возникновения эпоса как новой ступени в развитии человеческого искусства. Ступень эта исторически связана, по мысли автора, с процессом этнической консолидации на заре политической истории народов и соответствует в основном периоду разложения первобытнообщинного строя, развития военной демократии. Опираясь на изучение сохранившихся памятников архаического эпоса, Е. Мелетинский выделяет основные сюжеты и темы его, возникновение и разработка которых у разных народов имеет типологическое сходство.
Во многом по-новому истолковывается в книге вопрос о природе и направленности богатырского подвига, другими словами – вопрос о характере эпических идеалов. Е. Мелетинский совершенно справедливо ставит этот вопрос на почву истории и решает его в связи с пониманием исторической принадлежности соответствующих памятников. Для ряда архаических эпосов он считает характерным подчеркнутую идеализацию первобытнообщинных отношений как некоего высшего образца. В этом плане он рассматривает, например, такие типичные для эпоса темы, как добывание «далекой» невесты, соблюдение и защита богатырем некоторых патриархальных норм и др. Материал, собранный автором для доказательства этой концепции, выглядит в книге очень весомым, и сторонники иных точек зрения на эти вопросы должны будут считаться с серьезными аргументами Е. Мелетинского.
В заключительной части своего труда исследователь вплотную подходит к вопросам, связанным с возникновением и историей народного эпоса в его, так сказать, классических формах. В понимании этих вопросов автор отправляется от признания решающей роли в развитии героического эпоса процесса государственной консолидации народностей. Говоря о художественных истоках эпоса эпохи государственности как эпоса, отражающего славное историческое прошлое народа на заре его национальной истории и выражающего патриотический пафос защиты родной земли от иноземных захватчиков, Е. Мелетинский указывает на важную роль исторического предания. По его словам, «прошлое народа в развитых эпосах передается языком исторического предания и предстает перед нами как отношения лиц и событий политической истории» (стр. 434). Думаю, что тезис этот нуждается в дальнейшем обосновании и более основательной проверке. Самое понятие «историческое предание» требует определенной конкретизации и уточнений. Во всяком случае, история русского героического эпоса пока не дает достаточных оснований видеть в былинных сюжетах развитые исторические предания и тем более – «язык исторического предания». Другое дело, что в былинах преломился определенный круг исторических, в том числе политических, представлений народа, получивших эпическое выражение.
Замечания Е. Мелетинского о специфике эпоса государственной поры и его связях с эпосом архаическим, во многом чрезвычайно интересные и свежие, носят по необходимости общий характер. В сущности говоря, в этой части перед нами уже конспект новой книги. Надо надеяться, что автор продолжит свое исследование и обратится к той эпохе в истории эпического творчества, которая поставила народный эпос на вершины мирового искусства.
г. Ленинград