№10, 1963/Обзоры и рецензии

Свежесть взгляда

Н. Банк, Ольга Берггольц. Критико-биографический очерк, «Советский писатель», М. – Л. 1962, 171 стр.

Первая работа молодого литературоведа Н. Банк посвящена жизни и творчеству Ольги Берггольц. И здесь Н. Банк заявила о себе как о сложившейся творческой индивидуальности со своим кругом тем, со своей областью интересов. Этой областью является жизнь человеческого чувства, тончайшая «материя» душевных состояний. А шире – жизнь нравственная. Книга лирична по своей стилистической манере, а влюбленность исследовательницы в творчество Берггольц еще более обостряет присущую ей чуткость к художественной форме: малейшей детали, слову, образу.

Н. Банк внимательно и подробно останавливается на том, что формировало творческое лицо писательницы, закладывало основы ее духовного, жизненного, литературного опыта: юность, годы учения в Институте истории искусств и Ленинградском университете, разносторонняя культура города, литературные диспуты с участием Маяковского, литературная учеба у Маршака, который требовал, «чтобы в каждой фразе что-нибудь происходило, чтобы в каждой, по возможности, был глагол». Наконец, оперативная работа газетчика и журналиста в гуще политических событий первой половины 30-х годов.

Уже в своем первом сборнике «простеньких» стихов, основным чувством которых была радость, Берггольц проявила творческую самостоятельность. Критик подчеркивает внутреннюю полемику ранней поэзии Берггольц с абстрактной поэтической риторикой. Н. Банк последовательно прослеживает линию гуманизма творчества поэтессы в лирике военных лет, в поэме «Твой путь», в лирике 50 – 60-х годов. И когда в дальнейшем автор опровергает мнение о пессимизме, о «страдальчестве» поэзии Берггольц, ее утверждения опираются на факты – на исследование ранней лирики. Не пессимизм и страдальчество она видит в произведениях поэтессы, а трагедийность.

Очень хорошо, что эта проблема поставлена в книге Н. Банк. Но чтобы развернуть ее в полную силу, необходимо ощутить эпический элемент, характерный для творчества Берггольц. Между тем, на наш взгляд, в книге произошло некоторое «смещение» масштабов. Дело в том, что Берггольц по «открытой» гражданственности своего творчества, хотя и в очень своеобразной форме, в форме тончайшей лирики, тяготеет к художникам монументального направления. Понятии: революция, партия, народ – существуют в ее творчестве в нерасторжимом сплаве с лирикой, их нельзя разъять. Все это Н. Банк, несомненно, имеет в виду, но она слишком последовательно проводит линию лирической «субъективности», не оставляя достаточно места для эпического материала творчества Берггольц. Все, с чем ни встречается исследовательница, переводится ею на язык эмоций. Но ведь это еще не вся Берггольц. В анализе Н. Банк ослаблена очень важная сторона творчества Берггольц, его открытая гражданственность.

Не случайно поэтому несколько отвлеченный характер приобретает у Н. Банк гуманизм Берггольц при анализе «Ленинградского цикла». Эти трагические стихи характерны гуманизмом, насыщенным социальной определенностью. Да и вообще трагедийность в творчестве Берггольц – проявление главной темы сопричастности жизни частной – жизни общей, сопричастности, осуществляемой в ее высшей, «кризисной» форме. Это, помимо прочего, проявляется и в том, что весь ленинградский цикл и лирические стихотворения, и поэмы – представляет собой, в сущности, единое целое. Но Н. Банк разрушает это единство, рассматривая эпический материал – поэмы – изолированно от окружающих их лирических стихов, в хронологической последовательности. Она рассматривает трагедийность лишь как ряд душевных состояний: печали, скорби, горечи утрат, духовных взлетов… Ее определения достаточны для романтической трагедии, но недостаточны для нового типа трагедийности, который утвердился в советской литературе. Это повлекло за собой смещения в оценке критиком трагедии «Верность», которая, по мнению Н. Банк» отвечает лишь формальным признакам трагедии.

Основной трагический конфликт «Верности», на наш взгляд, проявляется в столкновении разных типов сознания, форм гуманизма – в том числе между Морозовым, живущим естественно и органично «для всех и за всех» (как говорится в одном из стихотворений Берггольц), и его женой Анной, с образом которой связана авторская мысль о замкнувшейся в себе «естественной человечности». Именно в таких образах полнее всего выражена авторская мысль, а не в образе хранителя музея Хмары, которого, по мнению Н. Банк, Берггольц сделала «глашатаем самых дорогих для себя идей». Хмара, этот античный старец с посохом в руке, в трагедии Берггольц «царствует», но не управляет. Он может быть и может не быть, это вспомогательный мотив трагедии, скорее авторская прихоть, чем авторская мысль.

Глава «Дневные звезды» радует пристальным вниманием к художественной форме. Н. Банк выделяет значение художественной детали, которая, как маленькое зерно, прорастает в больших темах творчества Берггольц. Интересны замечания о «живописных» приемах письма, о насыщенности «Дневных звезд» светом. На наш взгляд, наиболее интересно и важно наблюдение над жанровым своеобразием «Дневных звезд».

Н. Банк определяет жанр книги как свободное повествование, воспроизводящее жизнь в естественном течении со всей грандиозностью ее событий, включающее в себя и личную судьбу, и философские раздумья, и «строительные леса» (публицистические отступления). Это частное наблюдение над формой подводит читателя к более общим выводам о внутренней близости лирической прозы Берггольц к прозе мастеров монументального направления, воспроизводящих жизнь в «формах самой жизни». Если говорить «суммарно», огрубляя анализ, Н. Банк намечает такие основные темы «Дневных звезд»: тему нравственного развития поколения, формирования личности, обогащения ее опытом «всеобщего бытия» я тему духовной красоты человека, чистых глубин человеческой души, которая в часы испытаний делается «щедрее, отзывчивее, богаче». Именно в этой связи рассматривается, к примеру, новелла о старом ленинградском формовщике, который в нечеловеческих условиях блокады обучил своему мастерству жену, делил с ней голодный хлебный паек, чтобы она смогла донести «секрет земли» людям. Все эти большие нравственные темы есть в «Дневных звездах». И все же, на наш взгляд, главная тема «Дневных звезд» шире – это тема нераздельности частной судьбы и «общего» движения истории. Берггольц пишет о таком нравственном опыте, о таком нравственном развитии, каждый шаг которого неотделим от действия, завершается героическим действием.

Критик же, исследуя произведения, задерживается, так сказать, на «предварительных» этапах, не достигая «выходов» в героическое действие. Вот почему творчество Берггольц в книге Н. Банк в какой-то мере приобретает несвойственный ему оттенок некоторой созерцательности, а подчас и пассивности.

Да, книга Н. Банк во многом еще несовершенна, но это первая книга молодого критика. И уже в ней есть главное для настоящего исследования: вдумчивость и свежесть взгляда автора.

г. Ленинград

Цитировать

Васина, М. Свежесть взгляда / М. Васина // Вопросы литературы. - 1963 - №10. - C. 189-190
Копировать