№10, 1959/Зарубежная литература и искусство

Творчество позднего Гервега (Георг Гервег после 1848 года)

Бурный рост демократического движения, которым были отмечены 40-е годы XIX века в странах Западной Европы, волна революций, прокатившаяся по этим странам в 1848 – 1849 годах, нашли живое и яркое отражение в литературе. Особенно многообразна и богата незаурядными дарованиями литература, возникшая в период революционного подъема в Германии.

В 1840 – 1841 годы выходят в свет «Неполитические стихотворения» Гофмана фон Фаллерслебена и «Песни космополитического ночного сторожа» Ф. Дингельштедта, в 1842 году – «Песни современности» Р. Готтшаля. Сборник «Запрещенные песни северогерманского поэта» публикует в 1843 году за границей берлинский сатирик Адольф Глассбреннер. Творческий подъем переживает Фердинанд Фрейлиграт, переходящий в эти годы на демократические позиции. В 40-е годы развертывается деятельность первого поэта немецкого революционного рабочего класса – Георга Веерта.

Творчество Георга Гервега занимает выдающееся место в поэтическом наследии этой предреволюционной эпохи. Ранний провозвестник революции, «железный жаворонок», воспевший утреннюю зарю свободы при первых шагах демократического движения в стране, он через всю свою жизнь пронес верность идеалам передовой революционной демократии.

Советское литературоведение уделило немало внимания наследию Гервега1. Однако во всех имеющихся советских работах значение Гервега ограничивается только ранним периодом, связанным со сборником «Стихи живого человека» (1841). Начало – этой традиции положил Франц Меринг, писавший в 1912 году: «Гервег принадлежал к тем блестящим, но несчастным талантам, которые уже в первом своем произведении дают лучшее, а иногда и все, что могут дать» 2.

Рецензируя монографию французского исследователя творчества Гервега Виктора Флери3, Меринг не обратил серьезного внимания на те главы книги, в которых рассматривается деятельность Гервега после революции 1848 года, его отношения с итальянскими патриотами, его публицистика периода швейцарской эмиграции, взаимоотношения с Лассалем, борьба против Бисмарка и Наполеона III, поэтическое наследие последних десятилетий жизни писателя.

Позиция Меринга не является случайной. Она вытекает из оценки политического поведения Гервега во время революции. Меринг и советские исследователи, разумеется, не могли не считаться с тем серьезным фактом, что именно во время революции 1848 года произошел разрыв между Марксом и Гервегом. Как известно, до этого момента Гервег и Маркс поддерживали дружеские отношения, которые сложились с момента их знакомства, состоявшегося в редакции «Рейнской газеты» в октябре 1842 года.

После февральской революции 1848 года Гервег, живший в это время в Париже, принял активное участие в формировании демократического легиона (из числа живших здесь немецких эмигрантов). Легион, получив вооружение, вторгся в Германию с целью установления там демократической республики. Это была явная политическая авантюра, которая могла окончиться только поражением. Германская реакция получила в свои руки опасный козырь: борьба за республику объявлялась иноземным вмешательством.

Маркс и Энгельс решительно выступили против этого плана. Они рекомендовали эмигрантам возвратиться на родину по одиночке или небольшими группами. Гервег, однако, принял предложение возглавить легион, и в апреле 1848 года отряд в восемьсот человек был разбит германскими правительственными войсками. Гервег при этом был искренне убежден, что он служил делу европейской революции. В бою он вел себя мужественно и только в самый последний момент отступил к швейцарской границе. Германские власти объявили Гервега вне закона. Баденские жандармы рыскали по дорогам в поисках «государственного преступника». Официальная пресса открыла злобную кампанию против Гервега, стремясь разрушить авторитет популярного политического поэта. Газеты распространяли легенду о якобы трусливом бегстве Гервега во время сражения.

Авантюра Гервега вызвала резкое осуждение и в демократических кругах. Таким образом, поэт, так рано возвестивший о революции, в годы самой революции поставил себя вне политической жизни.

Весь период деятельности Гервега после апреля 1848 года в нашей критике обычно не рассматривается, и авторы отдельных работ о Гервеге, как правило, ограничиваются несколькими негативными фразами. «Демократический поэт, – пишет М. Серебряков, – утративший силу своего творчества, неизбежно падал все ниже и шоке в глазах Маркса» 4.

Действительно, отношения Гервега с Марксом, прерванные в связи с военным походом поэта, никогда уже более не восстанавливались. Однако в освещении этого вопроса были допущены серьезные неточности. В частности, это относится к последней по времени опубликования у нас работе о Гервеге в сборнике статен А. Дымшица «Литература и народ».

А. Дымшиц приводит высказывания из письма Маркса от 10 августа 1852 года о «снившемся люмпенпролетарии Гервеге из Нойсса» и из письма от 10 ноября 1852 года, где Маркс пишет: «Наконец, я послал молодцов, между ними спившегося генерала Гервега, разыскивать квартиру Гирша». Но из контекста совершенно очевидно, что упомянутый Гервег не имеет никакого отношения к немецкому поэту Гервегу, находившемуся в это время в Швейцарии. Маркс в это время жил в Лондоне, и речь здесь идет об одном немецком эмигранте, рейнском рабочем Готфриде Гервеге## См. K. Marx, F. Engels, Gesamtausgabe. Dritte Abteilimg. B. I, Berlin, 1929. S. 374, 433; B. I. Berlin, 1931, S. 669. В XXI томе сочинений К.

  1. См. статью С. Великовского, А. Николюкина, А. Подольского «Советская наука о революционной литературе Запада» («Вопросы литературы», 1957, Мс 8. стр. 186). Ряд интересных наблюдений о творчестве Гервега содержится в статье А. Дымшица, см. его сборник «Литература и народ» (Л. 1958, стр. 68 – 87).[]
  2. Фр. Меринг, Литературно-критические статьи, т. II, М. 1934, стр. 68.[]
  3. V. Fleury, Le poeie G. Herwegh, Paris, 1911.[]
  4. М. В. Серебряков, Поэт Гервег и Маркс, изд. ЛГУ, Л. 1948, стр. 53 – 54.[]

Цитировать

Тураев, С. Творчество позднего Гервега (Георг Гервег после 1848 года) / С. Тураев // Вопросы литературы. - 1959 - №10. - C. 169-185
Копировать