Творческий облик Шоу
З. Т. Гражданская, Бернард Шоу. Очерк жизни и творчества, «Просвещение», М. 1965. 212 стр.
Жанр книги З. Гражданской – «Очерк жизни и творчества» – во многом определил и ее композицию. Автор рассматривает произведения Шоу в их хронологической последовательности, уделяет достаточно внимания жизненному пути писателя. Исторические справки и биографические детали, как правило, не нарушают цельности книги; дано отчетливое представление о специфике ирландской действительности конца XIX века. Без повторений общеизвестных фактов описан визит Шоу в СССР, уместно использованы материалы автобиографической книги Шоу «Шестнадцать этюдов о себе».
В главе «Борьба за новую Драму» говорится об активных выступлениях Шоу против рутины и застоя в викторианском театре, выясняются эстетические позиции драматурга в 90-е годы. Заостряя внимание на неприятии Бернардом Шоу современной французской и английской драмы, З. Гражданская справедливо выделяет его отношение к Уайлду-драматургу. Автор широко использует переписку Шоу с Э. Терри, книгу «Квинтэссенция ибсенизма».
Удачен анализ пьес «Человек и сверхчеловек», «Другой остров Джона Булля», «Майор Барбара», к которым не так часто обращаются литературоведы, скетча «Газетные вырезки». По-новому подходит З. Гражданская к «Дилемме врача», помогая читателю осмыслить философскую проблематику этого произведения.
Верной представляется трактовка характера главной героини «Пигмалиона». Правда, обаятельный образ Элизы Дулиттл несколько заслонил от исследователя многие важные проблемы пьесы. Говоря о «Доме разбитых сердец», З. Гражданская указывает на сочетание в драме традиций моралите, аллегории и реалистической драмы Чехова; внимательному читателю этот тезис поможет разобраться в специфике произведения. Содержательный комментарий дан к нелегкой для понимания метабиологической «пенталогии» Шоу «Назад к Мафусаилу». Анализируя «Святую Иоанну», автор книги достаточно подробно освещает спор, который вел Шоу с другими литераторами, обращающимися к образу Жанны д’Арк.
Лаконично, но с вниманием к каждой работе драматурга написаны две последние главы. Всего одна страница посвящена разговору о пьесе «Миллионерша», но сжатость не мешает автору прийти к интересному выводу (стр. 134) о природе этой фарсовой пьесы, напоминающей, как это ни парадоксально, восточную сказку. Говоря о пьесе «В золотые дни доброго короля Карла», исследовательница закономерно ставит в один ряд обращение в то время к исторической теме Шоу и его младших современников Г.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.