Тургенев и либеральная идея в России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 200-летию Ивана Сергеевича Тургенева
Название сборника материалов конференции уже содержит в себе целую программу: предмет ожесточенных споров при жизни И. Тургенева, проблема либерализма постоянно возникала и в дореволюционном российском литературоведении, и в советском, получая самые разные оценки и интерпретации. В настоящей книге предлагается современное переосмысление термина и его соотношения с художественным творчеством и политическими выступлениями русского классика.
В установочной статье «Тургенев и либерализм: обоснование темы» Г. Ребель подчеркивает принципиальный антидогматизм русского писателя, отказывавшегося, в отличие от многих своих современников, играть роль пророка: твердо придерживаясь определенных политических взглядов на состояние России, никогда не изменяя своему западничеству, Тургенев создавал в художественных произведениях мир, в котором его идеалы могли подвергаться сомнению и даже осмеянию, как, например, это происходит с западничеством в «Дворянском гнезде». Сразу отметим, что анализу этого романа в сборнике посвящена и отдельная информативная статья И. Беляевой «Роман И. Тургенева «Дворянское гнездо» как социальный проект в литературе». Либерализм рассматривается Г. Ребель в широком смысле, как интеллектуальная свобода писателя, видевшего «несовершенство, уязвимость и опасность любых замкнутых мировоззренческих систем» (с. 19). Собственно, в этом заключается особое свойство мыслителя Тургенева, чьи художественные произведения свидетельствуют не о поверхностном взгляде наблюдателя, но о глубоком анализе как в отношении культуры, жизни, так и политики. Тема «Тургенев-мыслитель» — и, более того, «Тургенев-философ» — стоит за тонкими наблюдениями вдохновителя конференции и данного сборника, хотя напрямую такой формулировки нет: Г. Ребель лишь приводит слова критика и историка литературы Ю. Никольского (1893–1922) о «научно-философском уме» Тургенева.
О значении социально-философского мировоззрения Тургенева ярко пишет литературовед В. Головко, характеризуя его «социальный эволюционизм» и вспоминая о тургеневском «постепеновстве снизу» как термине эпохи и впоследствии одной из проблем для советского тургеневедения. Оригинальный и актуальный анализ философской позиции Тургенева В. Головко предлагает проводить путем «дифференциации демократического и либерального просветительства» (с. 54). С иной стороны, и значительно более радикально, подходит к социально-философской мысли Тургенева историк В. Раков, подчеркивая «консервативность» тургеневского либерализма и соответствие этой позиции современным поискам «особого пути» России.
Большая часть статей сборника посвящена генезису русского либерализма XIX века, его практическим воплощениям и современному звучанию (К. Шнейдер, Е. Мельник, Т. Коробкина), а также подробному анализу отдельных сюжетов, связанных с историческим фактами и/или писательским творчеством, которые в целом можно обозначить формулой «Тургенев и…»: Тургенев и Катков (Л. Балыкова), Тургенев и Достоевский (С. Шаулов), Тургенев и Чехов (М. Одесская), Тургенев и Добролюбов (В. Доманский), Тургенев и К. Леонтьев (В. Котельников), Тургенев и С. Аксаков (В. Борисова), Тургенев и П. Анненков (М. Уртминцева), Тургенев в еженедельник «Гражданин» (В. Викторович). О соотношении с культурой одной из самых либеральных в XIX веке стран — Франции — статьи О. Кафановой о российском «жорж-сандизме» и Е. Петраш о французских писателях и беллетристах — современниках Тургенева. Благодаря представленным здесь новым фактам и интерпретациям переосмысляется и проблематизируется само понятие «либерализм», подчеркивается неоднозначность того контекста русской и мировой культуры вообще, в котором развивалось творчество Тургенева. В заключительной части собраны материалы о киноадаптациях «Отцов и детей», среди которых доминирует недавний фильм А. Смирновой (статья Л. Сараскиной, заметки О. Школиной, В. Ясыревой, А. Мерзляковой, Ю. Казаковой), обсуждение которого заставляет исследователей вернуться к вечным вопросам Тургенева — нигилизм, любовь, становление человека.
Авторы книги — представители разных гуманитарных направлений, разных дисциплин (филология, история, отчасти киноведение), разных мировоззрений, разных поколений, приехавшие из многих регионов России (Пермь, Орел, Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород, Уфа, Коломна, Ставрополь), представители разных институций (российские вузы, институты, музеи, библиотеки, некоммерческая организация Тургеневское общество в Москве). В подобном плюрализме отражается стратегия составителя Г. Ребель, противницы всякой «замкнутости» мысли и догматики.
Рецензируемый сборник не дань для университетского отчета по конференции и не юбилейное славословие в год тургеневского юбилея. Это воплощение современного спора о политических и творческих принципах И. Тургенева, которые понимаются авторами по-разному, при единогласном признании их актуальности для современной интеллектуальной жизни.
«Тургенев и либеральная идея в России» — книга про-светительская в самом положительном смысле и в какой-то мере вдохновленная ненарочитым просветительством и самого Тургенева — будет интересна и специалистам, ищущим новой информации, и широкому кругу читателей, стремящихся к новым эмоциям и знаниям.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2019