№2, 2019/Книжный разворот

В. Лукьянин. «Урал»: журнал и судьбы

Книга появилась в год шестидесятилетия литературного журнала «Урал». 600 страниц в мягком переплете. Минимум сносок, зато довольно много редких черно-белых фотографий. Такой книги об истории «Урала» с 1958 по 1999-й больше не будет. И вот почему. Так случилось, что в фонды Государственного архива Свердловской области поступила лишь небольшая и не самая интересная часть редакционного архива. Остальное хранилось в редакции журнала. Но основная часть этого редакционного архива просто исчезла одиннадцать лет назад во время капитального ремонта. Так пропала интереснейшая переписка с авторами, исчезли инструкции цензоров, которые редакция получала «спецпочтой, под роспись». От былого богатства сохранились крупицы. Поэтому недостаток письменных источников приходится компенсировать устными рассказами и воспоминаниями. И здесь у Лукьянина просто нет конкурентов. Он 20 лет руководил журналом, лет 40 остается его автором, а читателем — все 60. Журнал появился на его глазах, уже через пару дней после выхода первого номера «Урала» (19 января 1958 года) Лукьянин листал его на столике «Союзпечати». Почти со всеми редакторами, когда-либо работавшими в «Урале», он был знаком лично. Наконец, трудно найти человека, который лучше бы знал уральский литературный мир на протяжении нескольких десятилетий. Автор книги балансирует между исследованием и мемуарами, причем к последним он явно ближе в главах, посвященных 1980—1990-м.

Подзаголовок «Журнал и судьбы» очень точен. Большая часть книги посвящена редакторам и авторам «Урала», их жизни, их сочинениям. Они мало известны современному не уральскому читателю. Даже имя Николая Никонова сейчас помнят немногие, хотя в местном литературном пантеоне он занимает третью ступеньку после Бажова и Мамина-Сибиряка. Что же говорить об Александре Филипповиче, Борисе Путилове, Анне Неркаги, Владимире Туболеве, Александре Чуманове? А ведь это ведущие авторы журнала на протяжении многих лет. Лукьянин не забывает и рабочих, ставших авторами журнала, вроде каменск-уральского аппаратчика электролиза Николая Голдена или тагальского литейщика Эрвина Потоскуева, автора рассказа «Чекисты».

В конце 1950-х Свердловск (так назывался тогда Екатеринбург) никак не претендовал на статус третьей литературной столицы. После смерти Бажова в городе не было ни одного литератора общероссийской известности. Литературной критики практически не существовало, Н. Полозкова, бывший университетский преподаватель, будет создавать отдел критики «с нуля».

Считается, что «Урал» появился на волне хрущевской оттепели. Но первые номера «Урала» близко не оттепельные, они даже слишком ортодоксальны для 1958 года.

Моя Москва — столица мира!

Здесь, устремляя взгляд в века,

На Старой площади, 4

Живет,

Работает ЦК…

Эти стихи уральского поэта Ю. Трифонова (не путать с московским прозаиком) и роман Н. Поповой «Дело чести» (о борьбе с «врагами народа») печатали, чтобы «обком был доволен». А повесть И. Новожилова и В. Шустова «Королевский гамбит» (о приключениях советских разведчиков в тылу врага) — для массового читателя.

Но постепенно журнал стал меняться. Еще при О. Корякове, первом главном редакторе, появились стихи Бориса Ручьева и проза Виктора Астафьева.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2019

Цитировать

Беляков, С.С. В. Лукьянин. «Урал»: журнал и судьбы / С.С. Беляков // Вопросы литературы. - 2019 - №2.
Копировать