№11, 1980/Хроника

Третий научный семинар по проблеме личности в зарубежной литературе XX века

В конце марта 1980 года в Латвийском государственном университете имени Петра Стучки состоялся третий научный семинар на тему «Проблема личности в зарубежной литературе XX века» 1. В работе семинара приняли участие научные сотрудники и преподаватели вузов из разных городов страны, было заслушано и обсуждено около сорока докладов.

С вступительным словом к собравшимся обратился заведующий кафедрой зарубежной литературы ЛГУ В. Ивбулис. Он говорил об актуальности темы семинара, о том, что в условиях обострения идеологической борьбы проблема личности приобретает особое значение как средство противостояния попыткам дегуманизации личности, защиты высоких нравственных и общественных идеалов.

А. Федоров рассмотрел три основные, по его мнению, традиции в современной зарубежной литературе: пантеистическую (главным образом флоберовскую), экзистенциальную и классическую. Н. Лейтес (Пермь) в докладе «Проблема личности и структура романа» показала на материале литературы ГДР, как усиление личностного и философско-нравственного начала воздействует на художественный строй произведения, обусловливает некоторые его особенности. О проблеме личности в новой литературе ГДР в ее соотношении с классической традицией говорила А. Ботникова (Воронеж).

Р. Каралашвили (Тбилиси) подверг анализу взаимодействие сюжета и героя в романах Г. Гессе. Исследуя семантическую оппозицию в тексте, ее границы и структуру, докладчик рассматривал сюжет как выражение внутренней активности личности в ее стремлении к гармонии и совершенствованию.

О важных функциях повествователя в организации изображения событий, их связях с авторской позицией говорил И. Дубашинский (Даугавпилс) – «Типизация в цикле Ч. -П. Сноу «Чужие и братья» и в его романе «Хранители мудрости». В сообщении С. Филюшкиной (Воронеж) «Нравственные искания личности и пути их художественного раскрытия в романе М. Дрэббл «Сквозь игольное ушко» сюжетно-композиционная организация романа рассматривалась как средство авторского контроля над стихией самоанализа героев, а сложное соотношение событийного плана романа и его своеобразного внутреннего сюжета – как выражение «авторской позиции. О расширении спектра этических проблем, новой трактовке героя и некоторых чертах поэтики говорилось в докладе Д. Калнинь (Рига) «Образ автора в последнем романе Г. Бёля». Эволюция магистрального сюжета и героя в ранних романах Олдоса Хаксли в плане традиции и новаторства была предметом исследования М. Рчеулишвили (Тбилиси), О проблеме взаимосвязи личности автора и героя в сатирических новеллах Л. Фейхтвангера говорила А. Шеломова (Тюмень).

Формированию концепции личности и художественной структуре характера были посвящены доклады Л. Кауфман (Тамбов) на материале новелл Г. Канта, Л. Тукузиной (Воронеж) – тетралогии Ф. -М.

  1. Информация о втором семинаре по проблеме личности публиковалась в «Вопросах литературы», 1978, N 8.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №11, 1980

Цитировать

Влодавская, И. Третий научный семинар по проблеме личности в зарубежной литературе XX века / И. Влодавская // Вопросы литературы. - 1980 - №11. - C. 305-307
Копировать