Традиции и современность
Гильермо Диас-Плаха, От Сервантеса до наших дней, М., «Прогресс», 1981. 328 с.
Сотрудничество писателей, литературоведов и критиков Испании и Советского Союза сегодня успешно развивается.
Свидетельств этому немало. Одним из них, безусловно, является выпущенный в свет издательством «Прогресс» сборник работ Гильермо Диаса-Плахи, известного испанского поэта, критика и литературоведа. Автор многочисленных книг по истории испанской литературы, действительный член Испанской Королевской Академии, Г. Диас-Плаха сочетает интенсивные и весьма плодотворные исследования с активной общественной деятельностью, в том числе направленной на укрепление культурных связей между Испанией и нашей страной.
Тематика книг Г. Диаса-Плахи очень многообразна. Это не исключает, однако, того, что их автор так или иначе концентрирует свои усилия в одном направлении, связанном с разработкой методологии исследования «обширного и многосоставного мира литератур народов Испании» (стр. 5), а также с попыткой наметить и проанализировать определенные «смысловые линии» внутри испанской художественной культуры как целого. Эти ориентации, безусловно, прослеживаются и в подборке, составленной и отредактированной И. Тертерян и представляющей советскому читателю важнейшие произведения Г. Диаса-Плахи. Среди них – фрагменты из книг «Вокруг Сервантеса» (1977), «Модернизм лицом к лицу с поколением 1898 года» (изд. 3-е, 1979), «Федерико Гарсиа Лорка» (изд. 2-е, 1954), «Портрет одного писателя» (1978), а также стихи разных лет.
В «Послесловии», написанном И. Тертерян, справедливо отмечается фундаментальность историке – литературоведческого подхода Г. Диаса-Плахи. Выводы и положения его работ, несомненно, представляют интерес не только для испанистов, но и для всех изучающих вопросы развития европейского литературного процесса.
Положительной чертой большинства трудов Г. Диаса-Плахи можно считать и стремление их автора к комплексному освещению тенденций литературного движения в Испании с учетом широкого исторического и социального контекста этого сложного и во многом противоречивого процесса. Данная особенность подхода Г. Диаса-Плахи вызывает сегодня тем больший интерес, что литература в Испании по-прежнему концентрирует в себе целый спектр противоборствующих идейных устремлений. Анализ многих исторических и современных тенденций развития испанской литературы неизбежно предполагает обращение исследователя к актуальным идейным течениям. Именно поэтому в своих книгах Г. Диас-Плаха ведет сосредоточенный и притом весьма активный диалог с крупнейшими представителями испанской общественной мысли, включая и таких взаимоудаленных, а подчас и полярных по своей ориентации, как Х. Ортега-и-Гассет, М. де Унамуно, Р. де Маэсту.
Более полувека Г. Диас-Плаха посвятил изучению испанской художественной культуры. Говоря о ее магистральных направлениях, литературовед не мог, конечно, пройти мимо прославленного «Дон Кихота» Сервантеса. Он размышляет о судьбе этого романа в испанской литературе, пишет о проблеме истолкования его главных образов, рассматривает его связь со всемирной, интернациональной культурой. Дискуссии вокруг романа Сервантеса в испанском литературоведении происходят и сегодня, Г. Диас-Плаха в своей книге прослеживает эволюцию мнений и оценок, исследует их весьма широкий идейный спектр – от откровенно правых, традиционалистских, уходящих в XIX век, до обновленческих и либеральных, выросших на испанской почве уже в текущем столетии. Отношение к роману Сервантеса было и остается как бы своеобразным барометром, который отражает изменения в интеллектуальной и общественной жизни страны.
Г. Диас-Плаха видит в «Дон Кихоте» не только итог гуманизма эпохи Сервантеса, но и звено, связующее прошлое и настоящее испанской литературы, своеобразный мост между испанской и латиноамериканской, многими другими литературами.
Сервантесовское видение многослойности человеческой жизни («театра в театре») ставит перед литературоведением немало вопросов. Г. Диас-Плаха вступает в полемику с Ортегой-и-Гассетом по поводу сущности образов романа, пробует восстановить его эпическую основу. Вместе с тем автор вновь обращается к одному из наиболее интересных моментов истории испанской литературы – к теме взаимоотношений между Сервантесом и его знаменитым современником – Лопе де Вегой. Г. Диас Плаха считает, что «театр» жизни в «Дон Кихоте» едва ли правомерно сопоставлять с тем блестящим «театром», который оставил потомкам Лопе де Вега. Ведь различия социальных позиций рождали у них и разное отношение к самой реальности. Известно, что победа принципов комедии Лопе обернулась поражением театральных амбиций Сервантеса. Однако она же послужила и не менее важным шагом на пути Сервантеса к высшим достижениям в литературе. Г. Диас-Плаха приходит к мысли, что таким образом Лопе де Вега, несомненно, способствовал раскрытию творческого потенциала Сервантеса как романиста (см. стр. 91).
Весьма интересна, хотя и, конечно, не бесспорна, концепция взаимодействия социальных мотивов в прозе Сервантеса с некоторыми тенденциями испанского плутовского романа. В книге связывается «пораженческая» позиция «безумного» персонажа из «Дон Кихота» с отношением самого писателя к плутовскому роману. Г. Диас-Плаха убедительно показывает, что подобная позиция по существу утверждает победу Дон Кихота. Бессмертный образ гениального произведения Сервантеса служит, по мысли автора, утверждением высших гуманистических ценностей – свободы и человеческого достоинства (см. стр. 105).
О проблемах модернизма за рубежом написано немало. Оценки испанского модернизма Г. Диасом-Плахой примечательны тем, что содержат целый ряд положений, позволяющих взглянуть на это явление минимум в двух ракурсах: во-первых, под углом его отношения к европейскому литературному процессу и, во-вторых, с точки зрения его влияния на развитие испанской поэзии и прозы. Разбирая довоенные модернистские течения, автор говорит и об оценках испанской критикой «поколения 1898 года», при этом он пробует пересмотреть небезызвестные идеи Ортеги-и-Гассета и его последователей в связи с решением ими проблемы «Поколений» как явления литературной жизни Испании. Анализируя влияние зарубежной философии, социологии, литературы на духовную жизнь испанского общества в один из поворотных периодов его истории (конец прошлого – первая треть нашего столетия), Г. Диас-Плаха скрупулезно воссоздает идейные тенденции и социальный контекст становления испанского модернизма.
В главах о поэзии Ф. Гарсиа Лорки автор рассматривает преломление фольклорных тем и тенденций в его творчестве. Для этого он привлекает весьма разнообразные материалы фольклорного романсеро, а также их оценки критикой. Несмотря на явно отрицательное отношение официальной Испании при франкизме ко всему, что было связано с именем ее великого поэта, интерес к произведениям Лорки все же сохранялся. Это способствовало укреплению прогрессивных ориентации и внутри самого «лорковедения», к которым, несомненно, принадлежит и Г. Диас-Плаха.
Анализируя искусство романса у Лорки, автор проводит сопоставления с произведениями Х. Рамона Хименеса, Г. -А. Беккера, Р. Переса де Айалы, Рубена Дарио, обращается к творчеству Сервантеса. Интерпретируя эти контакты со скрупулезной осторожностью, и неустанно подчеркивая необходимость именно такого подхода, автор в то же время предлагает проблематичные оценки авангардистских (в том числе сюрреалистических) влияний в творчестве поэта, хотя при этом и признает, что любой культ иррационального опасен также и для искусства.
Взгляд Г. Диаса-Плахи на творчество Лорки-поэта может показаться советскому читателю несколько необычным. Лорка у него предстает в первую очередь как виртуозный и зрелый мастер, иными словами, отнюдь не как гений чувственности, – столь привычный образ для тех, кто знаком с высокохудожественными, хотя и специфически-своеобразными (с точки зрения интерпретируемых в них культурных доминант) советскими переводами его поэтических произведений. Этот, в чем-то новый для части наших читателей, образ Лорки, конечно, представляет немалый интерес.
В книге помещены отрывки из автобиографических воспоминаний Г. Диаса-Плахи. Эти воспоминания позволяют составить представление о характере его творчества как писателя и о системе его ценностей, методе познания действительности и о путях ее художественного осмысления. Конечно, нельзя отрицать дискуссионность целого ряда взглядов автора, но также нельзя не признать и их ценности как источника эмпирического материала по истории новейшей испанской литературы. Содержащиеся в воспоминаниях оценки идейных и художественных течений во многом дополняют друг друга, позволяют лучше понять подход автора к изучению литературы.
Удачна, на наш взгляд, подборка стихов разных лет, а также их перевод. Г. Диас-Плаха обращается в своих стихах к читателю, словно предлагая еще раз вместе проследить некоторые из эпизодов развития испанской литературы, или же в стихотворной форме подтверждая некоторые свои мысли, получившие отражение в рецензируемой книге. Через всю книгу проходит забота о преемственности гуманистического назначения испанской литературы в сложных условиях современной действительности.
Одесса