№6, 1990/В шутку и всерьез

Тираномания. Эпиграммы. Басенки

НАД ЧЕМ СМЕЮТСЯ БОЛГАРЫ В БОЛГАРИИ

Лучше всего о Радое Ралине (род. 1923) говорят его сатирические книги, которые давно популярны в Болгарии. Поэт-лирик, прозаик, фельетонист сатирического еженедельника «Стыршел», он всегда был среди тех интеллигентов, которые многие годы боролись за перестройку. У Радоя Ралина за плечами и годы участия в славном антифашистском движении во время войны. Наш журнал уже обращался к сатирическому творчеству писателя. На этот раз мы стремимся более полно представить Радоя Ралина – его поэзию, басни, сатирические трактаты.

ТИРАНОМАНИЯ

(Из книги трактатов «Кадровик Феофраст»)

… Короли смотрят на мир очень упрощенно, для них все люди – подданные.

Антуан де Сент-Экзюпери

Тираномания – это, как известно, болезненная жажда безграничной власти, обуревавшая всех претендентов на роль тирана.

Тирания же не просто застывший иерархический треугольник, а шаткая пирамида из уцепившихся друг за друга тиранов, тиранок и тиранчиков. И каждый из них мнит себя помазанником божьим, в ком соединились высшие силы небесного притяжения, чтобы подниматься, подниматься до полного слияния с божеством, плюс силы земного притяжения, позволяющие топтать и сравнивать с землей все остальное.

Тираномания- не что-то стабильное и унаследованное, иначе она не была бы «манией». Может возникнуть внезапно, словно бы из ничего: Гитлер, Муссолини, Франко, Перон1… Ей не нужны обоснования и исторические прецеденты. Почва, на которой она рождается, – суеверия.

– Разве не обожествляли быка, вспомним Аписа?

– Разве у некоторых народов не была царем собака?

– Один слышит глас божий и следует за ним!

– Другой слышит глас народный и следует за ним!

Третий слышит оба голоса. И сам поет, так сказать, на два голоса…

– Во всех случаях посредники между Судьбой и Провидением предстают нежданными спасителями. И беззащитные с мольбой простирают руки к Мессии… Его «божественное»или «народное»происхождение позднее будет научно доказано. Найдутся те, кто сделает это вполне профессионально.

Некоторые теоретики утверждают, что законные правители менее жестоки, чем узурпаторы. Они вроде бы не проливали крови, и у них чистенькие руки. Да, но в жилах у них течет кровь убийц.

Столь симпатичный нам Давид, этот символ простого человека, борца за справедливость, истребил семь прямых потомков Саула… конечно же, по велению Иеговы! Кто не верит, пусть спросит самого Иегову, если сумеет вступить с ним в непосредственный контакт. Потом Давид залез на трон и распоясался, показал себя настоящим деспотом тех времен, распущенным и избалованным сибаритом. Взять хотя бы его шашни с женой Урии, однако не будем касаться этого вопроса, дабы не снижать высокой научности нашего труда.

Основа тирании – властолюбие. Низшая его форма – грубость зазнавшегося хама. Чтобы обругать кого-то, надо возомнить, что ты лучше его и имеешь право его унизить. Следующая стадия – запугивание, цель которого заставить другого почувствовать свою зависимость от тебя. Ах, кто я такой?.. Я тебе покажу, кто я такой!..

Естественно, расчет тут и на неосведомленность.

Более высокая форма властолюбия – карьеризм. Вместо грубости и запугивания – диалог с обществом. Ты превращаешься в социальный фактор, в зоон политикон. Делать карьеру – это не бежать марафон, не ловить миг удачи, а нести в себе ядерный заряд властолюбия.

Вы, наверно, замечали, что властолюбие проявляет прежде всего так называемый маленький человек. Его заветная мечта и первое поползновение – урвать побольше. Так он решал жилищную проблему в доисторические времена.

Следующим, более высоким этапом после того, как он научился убивать зверей, стал захват их теплого логовища. Как наиболее легкий способ решения данной проблемы. Неужто я буду бродить бездомный, а вы, презренные твари, будете нежиться в своих пещерах?.. И он убивает их, захватывает пещеры, попутно открывая закон несовместимости двух тел в замкнутом пространстве.

Последний (все равно, справа или слева) в нижнем ряду пирамиды стремится стать предпоследним, ухватиться за последнего в следующем ряду, взобраться ему на плечи, отпихнуть и самому подняться в этот ряд, чтобы затем перелезть через стоящего в третьем ряду, и так далее и так далее, пока с помощью подобных акробатических упражнений не доберется до вершины пирамиды.

Некто был суровым судьей, воплощенной совестью. Он возмущался пошлостью. Боролся против несправедливости. И так долгие годы. Его поведение объясняли трудным характером. Но вот его назначили на высокий пост. Как это получилось, неизвестно. Просто выиграл в лотерею. И вдруг характер у него стал покладистым. Каков же диагноз? Властолюбие.

Теперь он восторженно твердит, что власть монарха должна быть неограниченной, чтобы его величество смогло обласкать всех патриотов. Ибо если она ограничена, то обласкать можно лишь ограниченное их число. Прежде он часто приводил слова Марка Твена о том, что патриот – это человек, который ползает перед августейшим семейством и кричит «Ура!»императору и дворцу, независимо от того, справедливо они поступают или несправедливо.

Теперь он не признает Марка Твена! С чего это тот говорит об императоре, когда в Америке никогда не было императоров…

Взобравшись на самый верх пирамиды, тираноман перестает быть «маном», он уже просто тиран. Первым делом он ставит знак равенства между собой и обществом. «Я – Турция!»– заявлял Кемаль-паша, утверждая, что уничтожить его – значит уничтожить турецкий народ. Но почему-то он умер, а турецкий народ не исчез. Если верить китайской поговорке, то сто лет живут только крестьяне, столетних правителей не бывает. Что касается правителей, это справедливо, что касается тирании, то она может длиться и век. Болгарский поэт Гео Милев сказал: «Тирания всегда лишь запятая в истории и никогда – точка». Да, но какая длинная фраза до этой запятой…

Затем тиран стремится стать образцом доблести и смелости. Александру Македонскому советовали, разумеется, царедворцы напасть на врага ночью. Он гордо ответил им: «Я не привык красть победу!»Аристократы! Зачем им красть нечто абстрактное? Другое дело золотые украшения, дорогая одежда, оружие, рабы и целые государства.

  1. Перон ХуанДоминго – президент Аргентины в 1946 – 1955 годы (в 1949 – 1955 годы фактический диктатор).[]

Цитировать

Ралин, Р. Тираномания. Эпиграммы. Басенки / Р. Ралин // Вопросы литературы. - 1990 - №6. - C. 263-274
Копировать