№6, 1990/Заметки. Реплики. Отклики

Воспитать можно только правдой

В статье А. Изюмского «Отечественная история в литературном Зазеркалье»мне нравится смелость автора, который, не прячась за общие, уже обкатанные формулировки, обращается к теме, вокруг которой сегодня особенно много споров, острых дискуссий, часто – столкновение непримиримых позиций… И стремится при этом соблюсти строгую объективность историка.

Речь идет о том, как в наших исторических романах изображается становление великой Державы; отношения в царской России между завоевателями и побежденными или добровольно вошедшими в ее состав; между царскими властями и местными правителями; между живущими в едином государстве народами – с разной историей, религией, культурными и бытовыми традициями… Тема эта требует от писателя большой деликатности, такта и, конечно, объективности, выверенности фактов. Ведь возвышая – казалось бы, из самых лучших побуждений и чувств – свой народ, можно невольно унизить соседний. Мне кажется, у писателя должны звучать на равных – хотя бы в диалоге – оба голоса, а чаще всего – многоголосие, и он внимательно должен вслушиваться в каждый из этих голосов. Ведь не секрет, что многие наши историки и романисты изображают эти, нередко очень драматические процессы гораздо менее объективно, чем в свое время Карамзин, Пушкин и другие русские писатели и историки (я, конечно, имею в виду не меру таланта, а позицию объективности, гуманизма). Во многих исторических повествованиях и научных «трудах»эпохи застоя трудно обнаружить ту правду, которой обладали произведения классического периода.

Возьмем хотя бы тему «славного опыта освоения Сибири». Мало-мальски грамотный человек знает, что, положим, поход Ермака Тимофеевича трактовался у нас совсем не так, как на знаменитой картине В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». От «покорения»по существу уже почти ничего не осталось, лишь «великое дело приобщения туземцев к всеобщей цивилизации», хотя, походы эти были продиктованы отнюдь не гуманными или культуртрегерскими побуждениями царизма.

А вот один пример из художественной литературы (повесть А. Семенова «Землепроходцы»), который приводит А. Изюмский. Сцена жестокой расправы Атласова над проводниками-юкагирами за «вероломство и неблагодарность»(они тайно хотели покинуть отряд) приобретает в повести странный оттенок: «Порка показалась им настолько желанным наказанием, что они прямо сами лезли под батоги, некоторые даже пытались подставить спину дважды. Когда смысл этого дошел до казаков, они хохотали так, что зверье в ужасе разбегалось по тундре, и вместе с казаками хохотали юкагиры, которых уже успели выпороть, и хохотали юкагиры, которых еще пороли…»И удивительно – нравственное чувство автора, которому не чужда, наверное, проповедь идеологии интернационализма, нимало не сопротивляется такому «веселью»!

Все прекрасно понимают, что художественное произведение создается по своим собственным законам, что к нему не следует применять критерии научного труда, но в то же время все сознают и то, что ничто не наносит такого ущерба нравственной атмосфере в отношениях между народами, как заведомое искажение фактов или замалчивание целых- этапов истории, если это «неудобно»с современной точки зрения. Могут сказать, что это делается во имя «дружбы народов». Но я твердо убежден, что на этих путях дружбу не укрепишь. Ведь если нет правды, ее заменяют домыслы, равно бесплодные – будь то безудержная идеализация или слепое очернительство.

Сегодня каждый честный художник призван правдиво оценить пройденный страной путь, назвать своими именами то, что грубо фальсифицировалось в угоду той или иной конъюнктуре, неоправданно замалчивалось или превозносилось до небес. Ведь и нынешние наши трагедии на этнической основе в какой-то мере связаны с провалами в воспитании исторического сознания, воспитании правдой истории.

Думаю, это понятие должно прочно войти в лексикон нашей духовной жизни. Как тут не согласиться с С. Шуртаковым, однажды заявившим по этому поводу: «…

Цитировать

Габдуллин, Б. Воспитать можно только правдой / Б. Габдуллин // Вопросы литературы. - 1990 - №6. - C. 231-234
Копировать