№6, 1961/В шутку и всерьез

Therminus – это значит: предел…

Если на клетке слона прочтешь надпись:

«Буйвол», – не верь глазам своим.

Козьма Прутков.

Представьте себе, что вы пришли в ресторан пообедать. Обстановка, аппетит возбуждающая. Руководствуясь меню, выбрали на первое флотский борщ, на второе бифштекс с луком и на третье лимонный мусс. Внимательный и предупредительный официант принял заказ. Не прошло и полутора академических часов, как вам принесли: суп перловый на первое, зразы на второе и морковный сок на третье.

Вы смущены, шокированы, возмущены. Но метрдотель, вызванный вами для объяснения, невозмутим. Он утверждает, что все в порядке. Видите ли, говорит он, кулинарная терминология еще не унифицирована. Каждый термин обозначает несколько понятий. Поэтому суп-борщ, рассольник, окрошка и не которые другие слова потеряли свое первоначальное значение. Их реальное наполнение весьма смутно ощущается современными деятелями пищеблоков. И это естественно: термины, как монеты, от длительного употребления стираются…

Выпив морковного сока, вы спешите на очередное совещание. Действия водителя такси поначалу кажутся вам не совсем обычными. С тревогой вы обращаете внимание на то, что он пересекает перекрестки при красном свете и резко тормозит при зеленом. Делает крутые повороты там, где предписана езда только прямо. Мчится со скоростью ветра, хотя орудовский сигнал предупреждает: не более 15 км в час.

Уловив ваше недоумение, словоохотливый водитель сообщает, что все дело в дорожной терминологии, которая еще не унифицирована. Каждый шофер сугубо индивидуально понимает комплекс знаков, регулирующих движение транспорта. А поскольку ученый совет Научно-исследовательского института ОРУДа не договорился о том, какое конкретное содержание выражает каждый дорожный знак-сигнал, водителям приходится давить пешеходов на свой риск и страх, без теоретического обоснования.

И все-таки к концу дня вы вернулись домой невредимым. Сели за письменный стол, углубились в изучение литературоведческих сочинений. По авторитетному утверждению специалистов, это занятие укрепляет нервную систему. Вас только забыли предупредить, чтобы вы не пытались понять, о чем идет речь в исследованиях, посвященных истории литературы. Это под силу немногим, хорошо натренированным читателям.

Вооружившись кратким словарем литературоведческих терминов, обложившись энциклопедическими справочниками, листая учебные пособия по теории литературы, вы – о, святая невинность! – все-таки надеетесь разобраться в том, что вкладывается автором в понятия: направление, течение, стиль, литературная школа… Безуспешно. То, что в книге Л.

Цитировать

Уралов, Р. Therminus – это значит: предел… / Р. Уралов // Вопросы литературы. - 1961 - №6. - C. 237-239
Копировать