Теория литературной критики
В конце декабря 1977 года в МГУ состоялась организованная кафедрой теории литературы всесоюзная конференция, посвященная теории литературной критики. В течение трех дней представители более 25 вузов и академических институтов страны обсуждали широкий круг вопросов.
П. Николаев обратил внимание на актуальность задачи научного самосознания критики и литературоведения. «Критика занимает огромное место в современных теоретических исканиях», – сказал докладчик. Это объясняется, во-первых, своеобразием литературного процесса наших дней, уникальным единством классических традиций и идейно-эстетического новаторства в произведениях социалистического реализма. Во-вторых, интерес к теории критики стимулирован постановлением ЦК КПСС «О литературно – художественной критике». Для осмысления природы критики существенное значение имеет глубоко освоенное нами наследие революционеров-демократов. Истинно научную основу дает ленинская методология.
Вопрос о соотношении критики и литературоведения был освещен в докладе Г. Поспелова в историческом плане. Литературные произведения всегда заключают в себе заряд идеологической энергии, поскольку несут обобщение и оценку действительности. Поэтому они вызывают живой отклик в сердцах и умах читателей. Критика и зародилась как выражение мнения наиболее активных читателей. Возникновение прессы, журналов способствовало развитию профессиональной критики, задача которой – разгадать «приговор» жизни, заключенный в художественном произведении, и оценить само произведение с точки зрения общественных идеалов современности. Наука о литературе имеет иное актуальное идеологическое значение. Она призвана содействовать развитию принципов историзма, и особенно – исторического национального самосознания общества, прошлое которого наиболее живо и полно запечатлено в памятниках литературы. Поскольку критика участвует в создании литературных направлений, выступает фактором, литературного процесса, постольку она изучается литературоведением, является частью его предмета.
В докладе А. Бочарова на большом материале была рассмотрена проблема критического прочтения художественного произведения. Докладчик подробно остановился на трех наиболее важных ее аспектах, связанных с многозначностью художественного образа, объективностью его содержания, не исключающей, однако, возможности его субъективистски-произвольного истолкования. Сложные задачи, стоящие перед литературным критиком, могут быть успешно решены лишь путем последовательно-системного анализа художественного произведения. Особую роль, как подчеркнул докладчик, играет личность критика, столь отчетливо выступающая в его критических суждениях. Поэтому существенным становится вопрос о соотношений субъективного и объективного в критических выступлениях, в частности вопрос о сущности художественной правды и критерии истинности. Художественная истина, по мнению докладчика, всегда индивидуальна. Она требует особого подхода. Историзм, марксистская методология позволяют избежать критического своеволия, проявляющегося как в форме субъективистского импрессионизма, так и в форме догматизма.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 1978