№9, 1970/В шутку и всерьез

Театрик «Зеленый Гусь»

Замечательный польский лирик Константы Ильдефонс Галчинский давно вошел в круг чтения наших ценителей поэзии. Однако на этот раз мы хотим представить Галчинского как творца уникального в мировой литературе драматургического жанра. Хотя условно можно было бы назвать этот жанр «минифарсом», более точно определить его характер трудно; ибо он был вызван к жизни неповторимым и замечательным пером, определенной исторической ситуацией и конкретными политическими и социальными коллизиями. Начиная с 1946 года в популярнейшем польском еженедельнике «Пшекруй» Галчинский вел рубрику «Театрик «Зеленый Гусь». Более ста пятидесяти «Гусей» появилось за восьмилетнее существование «театрика», в котором бессменно действовали постоянные персонажи: ученейший профессор-ангелолог Бовчинский, глубокомысленный, обстоятельный и многоликий Алоизий Гжегжулка, «абсолютная девица» и безумная поэтесса Герменегильда Кочубинская, «дитя улицы и украшение салона» Адский Петюля, многомудрый Ослик Порфирной и его друг Пес Фафик.

Всей журнальной жизни «театрика» сопутствовала бурная полемика. Галчинского ругали и хвалили, на него обижались и им восторгались, каждый «Зеленый Гусь» ожидался с нетерпением, читался с хохотом и обсуждался до хрипоты. В сложных условиях становления Народной Польши ирония Галчинского разоблачала все отсталое и отжившее. Галчинский словно бы приучал читателя не только к необычной литературной форме, но я к новому восприятию событий, к новой оценке фактов. Вот что пишет исследователь его творчества польский литературовед Анджей Дравич: «Много написано об этой легкой, с виду легкомысленной деятельности, о том, как существенно было побивание противника его же оружием, побивание глупости глупостью, компрометация того уклада жизни, в котором залежалые сарматско-трамтарарацкие привычки соединились со свежей неприязнью к новому строю. Мир отзвучавших понятий, пустых жестов, слов без покрытия, маразма, возведенного в ранг высочайшей национальной добродетели, тотальной немочи, ставшей политической программой, – все это нашло в Галчинском противника наигрознейшего, налетавшего с помощью «легкой кавалерии острот, от которой не было спасения».

Галчинский умер в 1953 году в возрасте сорока восьми лет. В последний год его жизни на страницах «Пшекруя» появился последний «Зеленый Гусь», которым завершился неповторимый этап польской драматургии, юмористики и сатиры.

Ниже публикуются несколько юморесок из обширнейшего репертуара «Зеленого Гуся».

Переводить их было интересно, поучительно и весело.

 

 

Константы Ильдефонс ГАЛЧИНСКИЙ

 

ТЕАТРИК «ЗЕЛЕНЫЙ ГУСЬ»

имеет честь представить

«СМЕРТЬ ЮЛИЯ ЦЕЗАРЯ»

Участвуют господа:

Юлий Цезарь – римский генерал и литератор.

Брут – внебрачный сын вышеуказанного, стоик и убийца.

1-й заговорщик

2-й заговорщик

Юлий Цезарь

(несмотря на предупреждения жены входит в сенат),

Брут (ищет стилет).

Юлий Цезарь

(раздраженно):

И ты; Брут, против меня?

Брут:

А то нет.

(Не может найти стилет. Достает годовой комплект еженедельника «Шпильки» и читает Цезарю вслух стихи и прозу.)

Юлий Цезарь

(автоматически умирает).

1 и 2 заговорщики

(медленно уходят).

ЗАНАВЕС

1946

ТЕАТРИК «ЗЕЛЕНЫЙ ГУСЬ»

имеет честь представить

«СРЕДСТВО ДЛЯ ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ»

Участвуют:

Гжегжулка и Адский Петюля

СЦЕНА I

Гжегжулка

(встает с левой ноги):

Черт бы побрал такую жизнь! Петюля, иди-ка сюда – я тебя оскорблю в дезавуирую.

Адский Петюля

(глядя в замочную скважину):

Гжегжулка снова встал сегодня с левой ноги. Надо что-то предпринять.

Гжегжулка:

Петюля!!!

(Скандалит и употребляет выражения.)

СЦЕНА II

Ночь. Адский Петюля подкрадывается и привязывает левую ногу Гжегжулка зеленой веревочкой к кровати.

СЦЕНА III

Гжегжулка

(встает с правой ноги):

Боже, как прекрасен мир! Петюнчик, это ты привязал мою левую ножку вслененькой веревочкой к кроватке?

Адский Петюля:

Я, пан директор.

Гжегжулка:

Продолжай в том же духе. Ты великий психолог. Иди, я тебя обниму. Мне снова хочется жить, действовать и содействовать. Побольше бы таких зеленых веревочек в Польше.

ЗАНАВЕС

1946

ТЕАТРИК «ЗЕЛЕНЫЙ ГУСЬ»

имеет честь представить

«СТРАШНЫЙ РАЗГОВОР ГЖЕГЖУЛКИ С ДУХОМ»

Выступают:

Гжегжулка и Дух

Декорация: Сенаторский вал Вавеля.

Гжегжулка:

Что слышно?

Дух:

Ничего.

Гжегжулка:

Тогда – порядок.

ЗАНАВЕС

1946

 

ТЕАТРИК «ЗЕЛЕНЫЙ ГУСЬ»

имеет честь представить

метеорологическую драму

под назв.

Цитировать

Галчинский, К. Театрик «Зеленый Гусь» / К. Галчинский, А. Эппель // Вопросы литературы. - 1970 - №9. - C. 240-246
Копировать