Театрик «Зеленый Гусь»
Замечательный польский лирик Константы Ильдефонс Галчинский давно вошел в круг чтения наших ценителей поэзии. Однако на этот раз мы хотим представить Галчинского как творца уникального в мировой литературе драматургического жанра. Хотя условно можно было бы назвать этот жанр «минифарсом», более точно определить его характер трудно; ибо он был вызван к жизни неповторимым и замечательным пером, определенной исторической ситуацией и конкретными политическими и социальными коллизиями. Начиная с 1946 года в популярнейшем польском еженедельнике «Пшекруй» Галчинский вел рубрику «Театрик «Зеленый Гусь». Более ста пятидесяти «Гусей» появилось за восьмилетнее существование «театрика», в котором бессменно действовали постоянные персонажи: ученейший профессор-ангелолог Бовчинский, глубокомысленный, обстоятельный и многоликий Алоизий Гжегжулка, «абсолютная девица» и безумная поэтесса Герменегильда Кочубинская, «дитя улицы и украшение салона» Адский Петюля, многомудрый Ослик Порфирной и его друг Пес Фафик.
Всей журнальной жизни «театрика» сопутствовала бурная полемика. Галчинского ругали и хвалили, на него обижались и им восторгались, каждый «Зеленый Гусь» ожидался с нетерпением, читался с хохотом и обсуждался до хрипоты. В сложных условиях становления Народной Польши ирония Галчинского разоблачала все отсталое и отжившее. Галчинский словно бы приучал читателя не только к необычной литературной форме, но я к новому восприятию событий, к новой оценке фактов. Вот что пишет исследователь его творчества польский литературовед Анджей Дравич: «Много написано об этой легкой, с виду легкомысленной деятельности, о том, как существенно было побивание противника его же оружием, побивание глупости глупостью, компрометация того уклада жизни, в котором залежалые сарматско-трамтарарацкие привычки соединились со свежей неприязнью к новому строю. Мир отзвучавших понятий, пустых жестов, слов без покрытия, маразма, возведенного в ранг высочайшей национальной добродетели, тотальной немочи, ставшей политической программой, – все это нашло в Галчинском противника наигрознейшего, налетавшего с помощью «легкой кавалерии острот, от которой не было спасения».
Галчинский умер в 1953 году в возрасте сорока восьми лет. В последний год его жизни на страницах «Пшекруя» появился последний «Зеленый Гусь», которым завершился неповторимый этап польской драматургии, юмористики и сатиры.
Ниже публикуются несколько юморесок из обширнейшего репертуара «Зеленого Гуся».
Переводить их было интересно, поучительно и весело.
Константы Ильдефонс ГАЛЧИНСКИЙ
ТЕАТРИК «ЗЕЛЕНЫЙ ГУСЬ»
имеет честь представить
«СМЕРТЬ ЮЛИЯ ЦЕЗАРЯ»
Участвуют господа:
Юлий Цезарь – римский генерал и литератор.
Брут – внебрачный сын вышеуказанного, стоик и убийца.
1-й заговорщик
2-й заговорщик
Юлий Цезарь
(несмотря на предупреждения жены входит в сенат),
Брут (ищет стилет).
Юлий Цезарь
(раздраженно):
И ты; Брут, против меня?
Брут:
А то нет.
(Не может найти стилет. Достает годовой комплект еженедельника «Шпильки» и читает Цезарю вслух стихи и прозу.)
Юлий Цезарь
(автоматически умирает).
1 и 2 заговорщики
(медленно уходят).
ЗАНАВЕС
1946
ТЕАТРИК «ЗЕЛЕНЫЙ ГУСЬ»
имеет честь представить
«СРЕДСТВО ДЛЯ ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ»
Участвуют:
Гжегжулка и Адский Петюля
СЦЕНА I
Гжегжулка
(встает с левой ноги):
Черт бы побрал такую жизнь! Петюля, иди-ка сюда – я тебя оскорблю в дезавуирую.
Адский Петюля
(глядя в замочную скважину):
Гжегжулка снова встал сегодня с левой ноги. Надо что-то предпринять.
Гжегжулка:
Петюля!!!
(Скандалит и употребляет выражения.)
СЦЕНА II
Ночь. Адский Петюля подкрадывается и привязывает левую ногу Гжегжулка зеленой веревочкой к кровати.
СЦЕНА III
Гжегжулка
(встает с правой ноги):
Боже, как прекрасен мир! Петюнчик, это ты привязал мою левую ножку вслененькой веревочкой к кроватке?
Адский Петюля:
Я, пан директор.
Гжегжулка:
Продолжай в том же духе. Ты великий психолог. Иди, я тебя обниму. Мне снова хочется жить, действовать и содействовать. Побольше бы таких зеленых веревочек в Польше.
ЗАНАВЕС
1946
ТЕАТРИК «ЗЕЛЕНЫЙ ГУСЬ»
имеет честь представить
«СТРАШНЫЙ РАЗГОВОР ГЖЕГЖУЛКИ С ДУХОМ»
Выступают:
Гжегжулка и Дух
Декорация: Сенаторский вал Вавеля.
Гжегжулка:
Что слышно?
Дух:
Ничего.
Гжегжулка:
Тогда – порядок.
ЗАНАВЕС
1946
ТЕАТРИК «ЗЕЛЕНЫЙ ГУСЬ»
имеет честь представить
метеорологическую драму
под назв.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.