Т. Б. Бонч-Осмоловская. Введение в литературу формальных ограничений. Литература формы и игры от античности до наших дней
В русской поэзии последних 25 лет идет небывалая по качеству и количеству многовариантная работа с формой. Различные формы комбинаторики, риторические приемы, игровые элементы… все это легко можно обнаружить в таких изданиях, как «Журнал Поэтов», «Футурум-арт», «Дети Ра», «Зинзивер», «Словолов», «Акт», а также в ряде антологий, коллективных и авторских сборников.
Пожалуй, нынешнюю ситуацию в этом отношении можно сравнить с эпохой барокко и эпохой исторического авангарда. Сходные процессы наблюдаются как в России, так и в ряде европейских стран. Татьяна Бонч-Осмоловская в своей книге как раз это подчеркивает, ссылаясь, например, на Омара Колабреса, который называет наше время временем Необарокко, и на Умберто Эко, еще в 80-е годы говорившего о Новом средневековье (с.535).
Книга Бонч-Осмоловской, на мой взгляд, как раз и вызвана к жизни обстоятельствами сугубо современными. История европейской поэзии от Античности до наших дней буквально насыщена открытиями различных приемов, поисками адекватной формы, различного рода усложнениями и изощрениями. В определенные отрезки времени подобные формы и их поиск актуализируются, а когда-то они затухают. Сейчас именно такой период обострения формальных поисков. Разумеется, слово «формальный» не содержит никакого негативного оттенка, который ему всячески старались придать сторонники якобы «жизненных польз» от поэзии.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2010