№2, 2010/Книжный разворот

Т. Б. Бонч-Осмоловская. Введение в литературу формальных ограничений. Литература формы и игры от античности до наших дней

В русской поэзии последних 25 лет идет небывалая по качеству и количеству многовариантная работа с формой. Различные формы комбинаторики, риторические приемы, игровые элементы… все это легко можно обнаружить в таких изданиях, как «Журнал Поэтов», «Футурум-арт», «Дети Ра», «Зинзивер», «Словолов», «Акт», а также в ряде антологий, коллективных и авторских сборников.

Пожалуй, нынешнюю ситуацию в этом отношении можно сравнить с эпохой барокко и эпохой исторического авангарда. Сходные процессы наблюдаются как в России, так и в ряде европейских стран. Татьяна Бонч-Осмоловская в своей книге как раз это подчеркивает, ссылаясь, например, на Омара Колабреса, который называет наше время временем Необарокко, и на Умберто Эко, еще в 80-е годы говорившего о Новом средневековье (с.535).

Книга Бонч-Осмоловской, на мой взгляд, как раз и вызвана к жизни обстоятельствами сугубо современными. История европейской поэзии от Античности до наших дней буквально насыщена открытиями различных приемов, поисками адекватной формы, различного рода усложнениями и изощрениями. В определенные отрезки времени подобные формы и их поиск актуализируются, а когда-то они затухают. Сейчас именно такой период обострения формальных поисков. Разумеется, слово «формальный» не содержит никакого негативного оттенка, который ему всячески старались придать сторонники якобы «жизненных польз» от поэзии.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2010

Цитировать

Бирюков, С.Е. Т. Б. Бонч-Осмоловская. Введение в литературу формальных ограничений. Литература формы и игры от античности до наших дней / С.Е. Бирюков // Вопросы литературы. - 2010 - №2. - C. 482-483
Копировать