№12, 1980/Обзоры и рецензии

Свершение замыслов

Юрий Пухов, Замыслы и свершения, «Современник», М. 1979, 304 стр.

В книге Ю. Пухова «Замыслы и свершения» четырнадцать глав, каждая из которых – творческий портрет писателя. По своей жанровой структуре главы разнообразны. Здесь историко-литературное исследование об А. Серафимовиче («У истоков»), статья о Н. Островском («Подвиг писательский»), критико-биографические очерки о П. Федорове, А. Первенцеве, М. Бубеннове, С. Сартакове, Д. Еремине («Героика эпоса и ее истоки», «С верой в грядущее», «Во власти современности», «Писатель и его герой», «Беспокойный характер»), литературные портреты А. Блинова, А. Туницкого («Все через тебя прошло», «Сквозь кристалл характера»), проблемная статья о главном произведении А. Патреева «Инженеры» («Дело всей жизни»), публицистические очерки-портреты о Ф. Гладкове, А. Фадееве, Вс. Кочетове («Движение традиций», «Человек из легенды», «Не отставая от века»).

Тем не менее «Замыслы и свершения» – не мозаика, не калейдоскоп, а единая картина, целостная в своей основе. Ее единство определяется самим отбором материала. Автор нашел у разных и неповторимых по творческому облику писателей качества, которые сближают их: пристальное внимание к рабочему классу, оптимистическая концепция человека, патриотические чувства, верность принципам народности и коммунистической партийности творчества.

По своему пафосу книга Ю. Пухова – и исследование, и одновременно публицистическое выступление критика и литературоведа, участника современного литературного процесса. Концептуальность и историзм мышления – дух книги «Замыслы и свершения» в целом.

В центре книги две основные темы – рабочая и военная. Она имеет развивающийся сюжет: в ней поэтапно прослеживается, как изменяется, развивается, духовно растет и становится революционным рабочий класс. Если в рассказах А. Серафимовича 90-х годов рабочие еще только пробуждаются к революционной борьбе, то у Ф. Гладкова («Цемент» и «Энергия»), Н. Островского («Как закалялась сталь»), А. Фадеева («Разгром») – это уже рабочий класс с присущей ему особой солидарностью, осознавший свою силу и возможности, творец первой в мире социалистической революции.

Рассматривая произведения 20 – 30-х годов, Ю. Пухов прослеживает, как литература изображала созидательный труд, формирующий лучшие нравственные качества рабочих. Верна и плодотворна мысль о том, что именно рабочий класс был и продолжает быть самым ярким носителем лучших национальных качеств своего народа. Ю. Пухов полемизирует с попытками некоторых писателей и критиков противопоставить деревню городу и именно в ее патриархальных пластах найти более глубокие нравственные начала и коренные национальные типы.

В «Замыслах и свершениях» показано, что подвиг советского народа на войне был продолжением его трудового подвига. Подвиг – это не только единовременный акт, вспышка героического, а процесс. И вот подвиг как процесс и его многогранные проявления – в центре внимания критика при рассмотрении им произведений «мирных» и «военных».

Автор настаивает на выявлении литературой героического в созидательной деятельности народа, он поддерживает остроконфликтные произведения, где герой в борьбе с духовно чуждым, косным, отсталым, консервативным проявляет свои гражданские, патриотические качества. Но, думается, он подчас сужает рамки конфликтных ситуаций, ограничивая их формулой «новатор – консерватор».

Центральное место в книге занимает разговор о таких героических личностях, как Глеб Чумалов, Павка Корчагин, Кочубей, Леонид Багрянов, Костя Барбин, генерал Доватор и другие. И эти соображения об активной жизненной позиции героя, пронизывающие все главы, придают цельность и единство книге.

Ю. Пухов, ратуя за единство идейно-эстетических позиций советских писателей, аргументированно развивает тезис, что это единство и является источником многообразия творческих манер и стилей.

Автор борется за определенный тип писателя – коммуниста, общественника, бойца и гражданина, открыто выражающего свою партийность и гражданственность, которые он рассматривает как категории идейно-эстетические. И пример тому – анализ таких произведений, как «Цемент», «Разгром», «Как закалялась сталь», «Кочубей», «Орлиная степь», и других.

Талант, его наполненность – явление прежде всего социального порядка, – эта мысль пронизывает все главы и обосновывается примерами из гражданской, общественной, организаторской деятельности Ф. Гладкова, А. Фадеева, Н. Островского, Вс. Кочетова, IX Павленко. Литератор обязан активно вмешиваться в жизнь, участвовать в ней остро и горячо, с полной отдачей сил. Не случайно именно произведения этих писателей получили широкий общественный резонанс.

Обращение к личным писательским архивам существенно обогащает литературоведческое исследование. Архивы – источник новых открытий, один» из фундаментов историко-литературной науки. В книгу «Замыслы и свершения» широко вошли материалы из обширной личной переписки автора с писателями. Это в основном материалы, касающиеся проблем мировоззрения, творческого метода, гражданской позиции писателя, творческой истории произведения и психологии творчества.

Через всю книгу Ю. Пухова проходит тема плодотворности и необходимости литературного наставничества. Автором приводится убедительный и во многом новый материал о работе старейших и опытных мастеров слова с молодыми литераторами. А работа эта ведется в самых разнообразных формах: статьи о мастерстве, беседы, советы, письма начинающим… Вот эти грани деятельности писателя Ю. Пухов и раскрывает в своей книге.

Ф. Гладков учил молодых быть всегда в гуще событий. Для него самого литература «была призванием и служением великому делу революции», делом всей жизни. Автор книги показывает, сколь высока была требовательность Ф. Гладкова к себе и своим товарищам по перу. Эту художническую требовательность он воспитывал и у молодых, литераторов.

Многочисленные факты говорят о плодотворности литературного наставничества и А. Фадеева, многие годы руководившего Союзом писателей. Он стремился гибко и диалектично решать проблему взаимосвязи старшего и младшего поколений. Рассказывая о заботливом отношении А. Фадеева к литературным судьбам молодежи, Ю. Пухов называет имена А. Яшина, М. Алексеева, С. Васильева, С. Наровчатова, С. Смирнова…

…Ни одно исследование не может претендовать на всю полноту освещения затронутых в нем проблем, Совершенно очевидно, что некоторые вопросы, затронутые в книге, потребуют от автора дальнейшей разработки – уточнения, в частности, понятия «эпическое», его границ и содержания. С чем-то в этой работе читатель, естественно, может не согласиться, с чем-то поспорить. В целом «Замыслы и свершения» – исследование нужное и своевременное.

г. Новгород

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №12, 1980

Цитировать

Тюрин, В. Свершение замыслов / В. Тюрин // Вопросы литературы. - 1980 - №12. - C. 277-279
Копировать