№9, 1970/Полемика

Странная судьба «Таинственного незнакомца»

После смерти Марка Твена в 1910 году осталось огромное количество неопубликованных рукописей. Десятки произведений не были писателем завершены, но и из законченных повестей, рассказов, памфлетов, автобиографических сочинений, которые Твен не решался или не имел возможности напечатать, можно было бы составить немало объемистых томов. Тайной для читателей оставались записные книжки Твена. При жизни автора не были изданы тысячи и тысячи его писем.

Довольно значительная часть того, что сам создатель знаменитых книг о Томе Сойере и Гекльберри Финне так и не смог сделать достоянием читателей, в конце концов увидела свет на протяжении последующего полувека. Повторяем, довольно значительная часть. Еще в 1916 году вышла из печати повесть «Таинственный незнакомец» (о ней главным образом и пойдет речь дальше). В 1923 году были воспроизведены некоторые хранившиеся раньше под спудом твеновские политические памфлеты. В 1940 году впервые стали известны вышедшие из-под пера Твена сатирические портреты видных американских бизнесменов и политиканов. В 1957 году появился текст эпохальной речи Марка Твена «Рыцари труда – новая династия», из которой немногие американские читатели не без удивления угнали, что богатейший писатель США мечтал о завоевании власти на его родине «династией» наемных рабочих. В 1962 году произвела своего рода сенсацию впервые изданная книга Твена «Письма с земли». Можно было бы назвать немало других посмертных публикаций твеновских шедевров.

И все же далеко не все творческое наследие Марка Твена попало в руки наборщиков даже к началу 60-х годов. Приходится сказать, что единственная дочь прозаика, пережившая отца, не очень охотно соглашалась на опубликование произведений, не изданных самим Твеном при его жизни. Клару Клеменс чрезвычайно смущали антирелигиозные, антиимпериалистические и антикапиталистические сочинения великого американского сатирика. Ей казалось (она довольно откровенно это признавала), что публикация подобных твеновских сочинений принесет радость только… русским «безбожникам», только коммунистам.

Со дня смерти Клары Клеменс прошло менее десяти лет. И в середине 60-х годов Калифорнийский университет (в его филиале в Беркли хранится больше всего неизвестных читателям рукописей Твена) объявил, что предполагается выпустить в свет четырнадцать томов не опубликованных до сих пор (или опубликованных лишь частично) произведений и писем писателя (недавно стало известно, что это собрание сочинений Твена составит даже пятнадцать книг).

До настоящего времени вышло в свет меньше половины намеченных к изданию томов. К числу их принадлежат и «Рукописи «Таинственного незнакомца» Марка Твена» 1, к которым есть основания привлечь внимание советских читателей.

Когда через шесть лет после смерти Твена его повесть, озаглавленная «Таинственный незнакомец», была впервые напечатана, исследователи и просто поклонники твеновского таланта восприняли это произведение не только с оправданным интересом, но и с большим волнением. Те, кто видел в писателе только шутника да автора популярных книг для детей, отчетливее, чем когда-либо раньше, увидели, что этот мастер слова был обеспокоен самыми животрепещущими, самыми острыми, поистине коренными проблемами современной жизни. Повесть «Таинственный незнакомец» привлекала как общими эстетическими достоинствами, так и сатирической тональностью. Поражала вместе с тем мрачнейшая, нескрываемо пессимистическая окраска произведения. Даже самые поверхностные критики в США не могли не признать, что никак нельзя по-прежнему рассматривать Марка Твена как просто весельчака и чуть ли не балагура.

Выдающееся значение «Таинственного незнакомца» сразу же осознал блестящий американский критик Рэндолф Борн, уже успевший тогда сделать большой шаг в сторону марксизма. Борн, в частности, обратил внимание другого американского критика, демократа Ван Вик Брукса, только-только начинавшего работу над большим исследованием о Марке Твене, на те, по его выражению, «сокровища» сатиры, которые содержатся в повести. По словам Борна, его «святой долг» заключался в том, чтобы заставить Брукса «оценить книгу по достоинству» 2.

Что и говорить, известный нам текст «Таинственного незнакомца», то есть тот, который был напечатан в 1916 году, действительно должен быть оценен по достоинству. Нельзя оставаться равнодушным к твеновским яростным выпадам против захватнических войн и его горестным замечаниям о господствующем в мире зле.

И вот на первой же странице написанного известным исследователем Твена Уильямом М. Гибсоном предисловия к «Рукописям «Таинственного незнакомца» мы находим следующее весьма сенсационное заявление: «Книга Марка Твена «Таинственный незнакомец» в том виде, в котором она была издана в 1916 году и перепечатывалась с тех пор и до настоящего времени, представляет собою редакционный обман (курсив мой. – М. М.), совершенный официальным биографом Твена и его душеприказчиком А. -Б. Пейном, а также Ф. -А. Дюнека из издательской фирмы «Харпер энд бразерс». В предисловии мы находим также утверждение, что повесть «Таинственный незнакомец» была предложена «ничего не подозревавшим читателям» в качестве «рождественской подарочной книги для детей».

В чем же здесь дело?

  1. »Mark Twain’s Mysterious Stranger Manuscripts», ed. by W. M. Gibson, University of California Press, Berkeley and Los Angeles, 1969. []
  2. L. Filler; Randolph Bourne, American Council on Public Affairs, Washington, 1943, p. 122.[]

Цитировать

Мендельсон, М. Странная судьба «Таинственного незнакомца» / М. Мендельсон // Вопросы литературы. - 1970 - №9. - C. 158-164
Копировать