№3, 1994/Мозаика

Среди журналов и газет

ЖУРНАЛ «DE VISU», 1993, N 4,открывается публикацией В. Молодякова «В. Я. Брюсов. Стихотворения 1918 – 1921 гг.». Биография Брюсова и его творчество полны легенд. В свое время Владимир Вейдле заметил: «Переиздается, однако, лишь очень малая часть его произведений, причем выбор их отнюдь не определяется их литературной ценностью. Прошло почти сорок лет с его смерти, а его все учат, как думать, и корят за то, что он думал не так, как думать надлежит». Но постепенно подлинный образ того, кто был «велик как человек и как поэт», очищается от поздних напластований.

Тема настоящей подборки – Брюсов и революция. Впервые публикуемые (из фондов РГБ, ф. 386. Брюсов В. Я.) или же опубликованные, но осмысленные в едином контексте материалы «позволяют, как нам кажется, – пишет В. Молодяков, – по-новому оценить истинную позицию поэта в первые послереволюционные месяцы».

Публикация «Борис Садовской. «Кровавая звезда» подготовлена С. Шумихиным. Жизнь Бориса Александровича Садовского (1881 — 1952) сложилась трагически. Жестокий паралич разбил его жизнь, приковав к инвалидному креслу, но сохранив ему ясный ум и способность к творчеству. Это произошло накануне Февральской революции и трагически совпало с крахом «тысячелетней российской твердыни». В РГАЛИ в архиве Садовского сохранилось стихотворение:

По неотесанным громадам

Брожу с тяжелым топором

И меряю последним взглядом

Их нисхожденье и подъем.

 

Стою на каменистом кряже.

Отсюда начинал я путь.

Уж я не тот, но мука та же

Томит и надрывает грудь.

 

А сзади занавес железный

С прощальным хохотом упал.

Топор мой покатился в бездны.

Похорони меня, провал!

1917

Россия, как считал Садовской, погибла навсегда, безвозвратно.

«Опубликование значительной части творческого наследия Бориса Садовского, хранящегося в архивах, – пишет публикатор, – откроет писателя оригинальной и весьма своеобразной мысли, тонкого стилиста-прозаика, незаурядного поэта. Его яркое дарование выделяется даже на фоне блестящей плеяды литераторов «серебряного века».

Прожив долгие годы в полной безвестности, казалось, примирившись с тем, что память о нем канула в Лету, Садовской тем не менее берег свой архив, продолжая до последних дней разбирать и перерабатывать рукописи, готовя их к гипотетическому собранию сочинений.Журнал «De Visu» публикует «Кровавую звезду» по машинописи с авторской правкой из фондов РГАЛИ.

В своих воспоминаниях «Нутро» Николай Константинович Рерих рассказывает: «Случалось так, что Горький, Андреев, Блок, Врубель и другие приходили вечером поодиночке, и эти беседы бывали особенно содержательны. Никто не знал об этих беседах при опущенном зеленом абажуре». Особенно близкими отношения Л. Андреева и Рериха стали после Октябрьской революции, когда они жили в Финляндии. К этому периоду относятся пятнадцать писем из архива американского переводчика произведений Л. Андреева Германа Бернштейна, хранящегося в Yivo Institute for Jewish Research (Нью-Йорк), публикуемых на страницах журнала «De Visu» В.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 1994

Цитировать

От редакции Среди журналов и газет / От редакции // Вопросы литературы. - 1994 - №3.
Копировать