№4, 1974/Хроника

Среди журналов и газет

А. В. ЛУНАЧАРСКИЙ И П. БЛЯХИН. Своими воспоминаниями об этих выдающихся деятелях культуры на страницах журнала «Дон» (1973, N 11) делится Н. Равич. В конце 20-х годов автор мемуаров работал вместе с Бляхиным, заведовавшим отделом кинематографии в Главреперткоме; Главрепертком же подчинялся наркому по просвещению Луначарскому. Бляхин был членом партии с 1903 года, участвовал в баррикадных боях революции 1905 года, работал в подполье. В 1924 году Луначарский вызвал его в Москву из Баку. Луначарский очень ценил, как он писал Бляхину, его «агитационно-драматические и киносценические работы». Дело в том, пишет Н. Равич, что уже в начале 20-х годов Бляхин прославился своей повестью для юношества «Красные дьяволята», а картина по повести, снятая Перестиани, имела огромный успех и дошла до наших дней. «…Постепенно, по мере того как мы сталкивались на заседаниях Главреперткома и на совместных обсуждениях просмотренных кинокартин, я убедился в том, что у него большой ум, острый глаз, высокая культура и великолепное знание специфики кинематографа»…

В те времена, говорится в статье, многие кинофабрики приобретали сценарии или расширенные заявки на написание сценариев по разным произведениям и, не извещая авторов, поручали их написание или переделку своим сценаристам, связанным постоянно с производством. Отсюда возникали острые конфликты. Такие дела попадали к П. Бляхину. Павел Андреевич был в принципиальных вопросах человеком непоколебимым. Постепенно к нему стали обращаться добровольно как к арбитру.

Луначарский (по его сценариям было поставлено много кинокартин) на себе испытал, как трудно было в те времена писателю работать в кинематографе. Не считая возможным пользоваться своим положением наркома, он не находил в трудных случаях иного выхода, кроме обращения к П. Бляхину.

В «Доне» опубликованы два письма Луначарского к Бляхину, предоставленные автору статьи Х. Бляхиной. В одном из них, написанном приблизительно в начале 1925 года, говорится: «Конечно, возможны писатели-сценаристы, которые делают сценарии на свои собственные темы. Этим может заниматься, беря темы своих драм или романов, и всякий другой писатель, но миф о том, будто романист и драматург не могут сами писать сценарии и давать их в обработку режиссерам, есть совершеннейшая чепуха. Я достаточно знаю теперь, что делают режиссеры из этих сценариев, и разговаривал с достаточным количеством больших режиссеров наших и заграничных, чтобы совершенно убедиться, что авторский сценарий, проработанный вместе с режиссером, и есть наиболее ценная основа постановочной работы».

Второе письмо:

«Тов. Бляхину.

Дорогой товарищ.

В связи с нашим вчерашним разговором сообщаю Вам, что я посылаю Вам экспозе «Кометы» не потому, что я думал продолжить мои переговоры с «Совкино» о реализации этого экспозе, но я не отказываюсь от мысли попытаться реализовать этот сценарий через другие наши киноорганизации. Вот почему я чрезвычайно заинтересован в Вашем отзыве о нем. Тот отзыв, который дан «Совкино», по-моему, является совершенно нелепым. Мой сценарий, с одной стороны, бьет по самому царскому режиму и бюрократии, так как значительная часть его посвящена характеристике министра, типа Плеве. В другой моей, еще более обширной, части он высмеивает, как мне кажется, достаточно тонко эсеров, типа Цейтлиных и Зензиновых, которых я хорошо знал и которые представляли собой изумительную смесь авантюризма, терроризма, приподнятой истерии, связи с крупной буржуазией и богемой. Эти эсеры, хвастаясь своими террористическими подвигами и эксплуатируя их для поднятия своего политического престижа, в то же время ведут за границей беспощадную и бешеную клеветническую кампанию против большевиков. Поэтому представляется совершенно невероятной точка зрения «Сов-кино», что мы должны щадить не только эсеров вообще, но и это отвратительное Цейтлиновское-Зензиновское крыло, якобы для того, чтобы не дезорганизовать борьбы с царизмом, Замечание о том, что подлинный революционер не противопоставляется всей этой смеси искренности, истерики и рисовки, совершенно неверно.

Цитировать

От редакции Среди журналов и газет / От редакции // Вопросы литературы. - 1974 - №4. - C. 310-313
Копировать