№4, 1995/Мозаика

Среди журналов и газет

К ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ «ЛЕВОГО ФРОНТА ИСКУССТВА» – этой публикацией, подготовленной Е. Динерштейном, открывается N 11 журнала «De Visu» за 1993 год. 27 февраля 1922 года Оргбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О борьбе с мелкобуржуазной идеологией в области литературно-издательской», поручив Агитпропотделупровести его «в жизнь в советском и партийном порядке». Во исполнение этого постановления намечалась поддержка ряда литературных группировок, близких культурной политике советской власти. Среди них упоминалась и группа Маяковского. Это дало возможность Маяковскому попытаться создать издательство и журнал под общим названием «ЛЕФ» («Левый фронт искусства»). Е. Динерштейн знакомит читателей журнала «De Visu» с недавно обнаруженными материалами, связанными с именем Маяковского (в фондах РЦХИДНИ).

Сначала Маяковский и его коллеги обратились в Госиздат со следующим письмом:

«Москва, 25 декабря 1922 г.

Государственному издательству

Уважаемые товарищи,

Мы, нижеподписавшиеся, являемся группой литераторов и теоретиков искусства, мыслящих себе необходимым развертывание активного коммуно-устремительного фронта левого искусства.

Мы констатируем, что в настоящее время нет издательств, осуществлявших бы в достаточной мере эту работу.

Намечая план издательства для выпуска ежемесячного журнала и отдельных книг как членов группы, так и работников искусства к ней примыкающих, группа просит ГОСИЗДАТ о выдаче ей для организации указанной издательской работы по прилагаемым при сем сметам 31.136.000 рублей знаками образца 22 г.

При сем прилагается план издательства со списком намеченных к выпуску произведений.

ИНИЦИАТИВНАЯ ГРУППА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Маяковский Вл.

Н. Чужак

С. Третьяков

Ник. Асеев

О. М. Брик

Борис Кушнер».

К заявлению в Госиздат прилагался «План издательства», в котором намечались цель и направление его деятельности, темы и названия предполагаемых к изданию книг.

Одновременно в Отдел агитации и пропаганды ЦК РКП направлялось заявление о разрешении на издание журнала, подписанное Маяковским, от 4 января 1923 года. В нем излагалась программа, намечались цели журнала, предполагаемая аудитория, структура, личный состав.

«Протокол Комиссии по вопросу об издательстве Левого фронта искусства» от 16 января 1923 года сообщает: «Присут<ствовали:> члены Комиссии тт. Бубнов, Шмидт, Аросев и тт. Лобова и Маяковский.

Слушали: Об издательстве Левого фронта искусства.

Постановили: 1. а. Признать желательным и целесообразным поддержку издательства Левого фронта искусства.

б. Признать наиболее целесообразной формой практического осуществления этого включение издательства «ЛЕФ» в непосредственное ведение Госиздата.

Журн<ал>»ЛЕФ» должен иметь с Госиздатом такие же взаимоотношения, как журналы «Печать и Революция» и «Красная Новь».

в. Предложить Госиздату немедленно приступить к изданию «Левого фронта искусства» («ЛЕФ»), гарантировав ему ежемесячный выход втечение 6-ти месяцев и содействуя также издательству книг того же направления…

Председатель А. Бубнов

Секретарь Земмель».

Под шапкой «Из новых материалов о Владимире Маяковском» на страницах «DV» помещен материал, подготовленный А. Парнисом, – «Маяковский всем задал загадку…» – впервые публикуемые дневники и воспоминания о Маяковском Татьяны Владимировны Толстой.

Т. В. Толстая (псевдоним – Татьяна Вечорка; 1892 – 1965) известна воспоминаниями о скандальном выступлении Маяковского 11 февраля 1915 года с чтением стихотворения «Вам!» в кабаре «Бродячая собака». Начала свою литературную деятельность в 1915 году, опубликовав несколько стихотворений в петроградских журналах «Солнце России», «Вершины» и в сборнике «Новь» (под фамилией Ефимова). Позднее написала три историко-литературные книги – о Бестужеве-Марлинском, Лермонтове и Рылееве.

Попав в 1920-х годах в московскую литературную среду, Толстая стала вести дневник. Одна из первых написала интересные воспоминания о Хлебникове. Среди ее рукописей сохранилось стихотворение «О Маяковском», написанное, по-видимому, за год до смерти поэта и вошедшее в последний, неизданный сборник стихов Толстой «При магнии: (Стихи-фотографии)».

Огромный, как борец, – мясной и кожаный

затылок – словно плюш, натянутый на театральной ложе

Волкоподобные глаза – смущенно взглянут и обыщут,

и челюсть каменной кариатиды над толпою тысячной

дрожит от голоса иерихонски-едкого.

 

Навалится остротами молниеносными

и, улыбаясь горько и победоносно,

идет под своды рухнувших аплодисментов

рукопожатием расплющить холод медный

и памятнику Пушкина терзать жилет.

Публикуемые дневниковые записи Толстой о Маяковском извлечены из двух блокнотов, относящихся к 1928 и 1930 годам. 15 апреля 1930 года (на следующий день после самоубийства поэта) Толстая сделала такую запись:

«Маяковский в жизнь мою вошел давно – помню, первоначально мне его показали на Невском, в извозчике, в военной форме, в 1915т. Он ездил, развалясь, и очень нагло смотрел вокруг. Помню его выступление в «Бродячей Собаке» – он был очень самоуверен, когда читал «Вы, имеющие теплую ванную», и очень бледен, когда ему устроили скандал…

В 1924 Крученых меня взял с собою к Брикам, они жили в Водопьяном пер., комната была нелепа – с одной стороны книги, с другой – стол с фруктами и чаем. Маяковский сидел за краем стола и играл с кем-то в карты. Он молчал весь вечер. Сначала я разговаривала долго с Бриком, он же всех лиц, появляющихся впервые, осматривал волчьим и пронзительным взглядом – Лиля в тот вечер рыдала, она вернулась, навещая кого-то в домзаке; мне неудобно было долго оставаться. Потом Маяк<овский> знал меня как журналиста – брала я у него интервью в период, когда он вернулся из Америки; слушала его знаменитыйдоклад «Мое открытие Америки», а последние годы часто видела его в Доме печати. Там он появлялся обычно со сжеванной папиросой в углу рта и начинал неотразимо громить противников в прениях. Доклад он тоже начинал вызовом и вместе с тем подобострастно поглядывал на публику – нравится ли.

Цитировать

От редакции Среди журналов и газет / От редакции // Вопросы литературы. - 1995 - №4. - C. 379-382
Копировать