Среди журналов и газет
К ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ «ЛЕВОГО ФРОНТА ИСКУССТВА» – этой публикацией, подготовленной Е. Динерштейном, открывается N 11 журнала «De Visu» за 1993 год. 27 февраля 1922 года Оргбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О борьбе с мелкобуржуазной идеологией в области литературно-издательской», поручив Агитпропотделупровести его «в жизнь в советском и партийном порядке». Во исполнение этого постановления намечалась поддержка ряда литературных группировок, близких культурной политике советской власти. Среди них упоминалась и группа Маяковского. Это дало возможность Маяковскому попытаться создать издательство и журнал под общим названием «ЛЕФ» («Левый фронт искусства»). Е. Динерштейн знакомит читателей журнала «De Visu» с недавно обнаруженными материалами, связанными с именем Маяковского (в фондах РЦХИДНИ).
Сначала Маяковский и его коллеги обратились в Госиздат со следующим письмом:
«Москва, 25 декабря 1922 г.
Государственному издательству
Уважаемые товарищи,
Мы, нижеподписавшиеся, являемся группой литераторов и теоретиков искусства, мыслящих себе необходимым развертывание активного коммуно-устремительного фронта левого искусства.
Мы констатируем, что в настоящее время нет издательств, осуществлявших бы в достаточной мере эту работу.
Намечая план издательства для выпуска ежемесячного журнала и отдельных книг как членов группы, так и работников искусства к ней примыкающих, группа просит ГОСИЗДАТ о выдаче ей для организации указанной издательской работы по прилагаемым при сем сметам 31.136.000 рублей знаками образца 22 г.
При сем прилагается план издательства со списком намеченных к выпуску произведений.
ИНИЦИАТИВНАЯ ГРУППА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Маяковский Вл.
Н. Чужак
С. Третьяков
Ник. Асеев
О. М. Брик
Борис Кушнер».
К заявлению в Госиздат прилагался «План издательства», в котором намечались цель и направление его деятельности, темы и названия предполагаемых к изданию книг.
Одновременно в Отдел агитации и пропаганды ЦК РКП направлялось заявление о разрешении на издание журнала, подписанное Маяковским, от 4 января 1923 года. В нем излагалась программа, намечались цели журнала, предполагаемая аудитория, структура, личный состав.
«Протокол Комиссии по вопросу об издательстве Левого фронта искусства» от 16 января 1923 года сообщает: «Присут<ствовали:> члены Комиссии тт. Бубнов, Шмидт, Аросев и тт. Лобова и Маяковский.
Слушали: Об издательстве Левого фронта искусства.
Постановили: 1. а. Признать желательным и целесообразным поддержку издательства Левого фронта искусства.
б. Признать наиболее целесообразной формой практического осуществления этого включение издательства «ЛЕФ» в непосредственное ведение Госиздата.
Журн<ал>»ЛЕФ» должен иметь с Госиздатом такие же взаимоотношения, как журналы «Печать и Революция» и «Красная Новь».
в. Предложить Госиздату немедленно приступить к изданию «Левого фронта искусства» («ЛЕФ»), гарантировав ему ежемесячный выход втечение 6-ти месяцев и содействуя также издательству книг того же направления…
Председатель А. Бубнов
Секретарь Земмель».
Под шапкой «Из новых материалов о Владимире Маяковском» на страницах «DV» помещен материал, подготовленный А. Парнисом, – «Маяковский всем задал загадку…» – впервые публикуемые дневники и воспоминания о Маяковском Татьяны Владимировны Толстой.
Т. В. Толстая (псевдоним – Татьяна Вечорка; 1892 – 1965) известна воспоминаниями о скандальном выступлении Маяковского 11 февраля 1915 года с чтением стихотворения «Вам!» в кабаре «Бродячая собака». Начала свою литературную деятельность в 1915 году, опубликовав несколько стихотворений в петроградских журналах «Солнце России», «Вершины» и в сборнике «Новь» (под фамилией Ефимова). Позднее написала три историко-литературные книги – о Бестужеве-Марлинском, Лермонтове и Рылееве.
Попав в 1920-х годах в московскую литературную среду, Толстая стала вести дневник. Одна из первых написала интересные воспоминания о Хлебникове. Среди ее рукописей сохранилось стихотворение «О Маяковском», написанное, по-видимому, за год до смерти поэта и вошедшее в последний, неизданный сборник стихов Толстой «При магнии: (Стихи-фотографии)».
Огромный, как борец, – мясной и кожаный
затылок – словно плюш, натянутый на театральной ложе
Волкоподобные глаза – смущенно взглянут и обыщут,
и челюсть каменной кариатиды над толпою тысячной
дрожит от голоса иерихонски-едкого.
Навалится остротами молниеносными
и, улыбаясь горько и победоносно,
идет под своды рухнувших аплодисментов
рукопожатием расплющить холод медный
и памятнику Пушкина терзать жилет.
Публикуемые дневниковые записи Толстой о Маяковском извлечены из двух блокнотов, относящихся к 1928 и 1930 годам. 15 апреля 1930 года (на следующий день после самоубийства поэта) Толстая сделала такую запись:
«Маяковский в жизнь мою вошел давно – помню, первоначально мне его показали на Невском, в извозчике, в военной форме, в 1915т. Он ездил, развалясь, и очень нагло смотрел вокруг. Помню его выступление в «Бродячей Собаке» – он был очень самоуверен, когда читал «Вы, имеющие теплую ванную», и очень бледен, когда ему устроили скандал…
В 1924 Крученых меня взял с собою к Брикам, они жили в Водопьяном пер., комната была нелепа – с одной стороны книги, с другой – стол с фруктами и чаем. Маяковский сидел за краем стола и играл с кем-то в карты. Он молчал весь вечер. Сначала я разговаривала долго с Бриком, он же всех лиц, появляющихся впервые, осматривал волчьим и пронзительным взглядом – Лиля в тот вечер рыдала, она вернулась, навещая кого-то в домзаке; мне неудобно было долго оставаться. Потом Маяк<овский> знал меня как журналиста – брала я у него интервью в период, когда он вернулся из Америки; слушала его знаменитыйдоклад «Мое открытие Америки», а последние годы часто видела его в Доме печати. Там он появлялся обычно со сжеванной папиросой в углу рта и начинал неотразимо громить противников в прениях. Доклад он тоже начинал вызовом и вместе с тем подобострастно поглядывал на публику – нравится ли.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.