Современная критика о Бодлере
Поль Валери в одной из своих лекций, прочитанных в 1924 году, сказал, что французская поэзия перешагнула границы своей страны только с появлением Бодлера. География бодлероведения это подтверждает: сегодня автора «Цветов зла» знают и изучают едва ли не повсюду в, мире. Если же обратиться к исследованиям о Бодлере, подвившимся в последние годы на его родине, мы убедимся, что в современной критике нет, по-видимому, ни одного направления, которое не пыталось бы утвердить свою методологию на бодлеровском материале.
Возьмем, например, современную «новую критику». В многочисленных работах о Бодлере, созданных ее приверженцами, дело сводится к изучению бессознательного механизма интуиции творческой личности. Это должно привести к пониманию мыслительной и социальной деятельности поэта, его восприятия окружающего мира. Но на деле такая методология, например в работах Г. Мишо, ведет только к легендам о Бодлере как личности – то нервно-желчной, легкоранимой, то нежной и мечтательной. Основываясь на психографии, существенным моментом которой являются, по мнению автора, неукротимые сексуальные инстинкты, Г. Мишо полагает, что ее данные могут позволить в дальнейшем начать «обоснованный» разговор о внутренних конфликтах поэта и поисках их разрешения.
Обратимся теперь к критике структуралистской. Проведенный Р. Якобсоном и К. Леви-Строссом в 1962 году структурный анализ сонета Бодлера «Кошки» 1 продолжает вызывать критические отклики по сей день. На коллоквиуме 1967 года в Ницце Жорж Мунен пытался опровергнуть необходимость построения внутрисонетных структур, «ибо структура существует только тогда, когда есть функция» (Якобсон). Наличие же такой функции ни Якобсон, ни Леви-Стросс установить не могут2.
Структуральный анализ, как считает К. Леви-Стросс, показывает изменение значения слова «кошки»: из «домашних, больших и ласковых» они превращаются в дематериализованных «сфинксов». Смысл же всего сонета, по его мнению, в том, что Бодлер освобождается здесь от сковывающих его чувств с тем, чтобы «раствориться в безграничном пространстве», где нет больше «ни зова познания», «ни зова любви». Таким образом, как можно убедиться, попытки, которые предпринимает Леви-Стросс, неизбежно приводят к наполнению структуры содержанием, а в плане содержания «не работают» те поэтико-лингвистические законы, которые стремится вывести Р. Якобсон.
В 1969 году вышли две последние части труда Леона Боппа «Психология «Цветов зла» 3. Автор придерживается психостатистического метода:
- R. Jacobson et Cl. Levi-Strausse, «Les Chats» de Charles Baudelaire, «L’Homme», janvier-avril 1962.[↩]
- »Baudelaire. Actes de colloque de Nice (25 – 27 mai 1967)», Minard, Paris, 1968. [↩]
- L. Bopp, Psychologie des «Fleurs du mal», IV (vol. 1, 2), Droz, Geneve, 1969. О работе Л. Боппа писал в «Вопросах литературы» (1973, N 4) М. Нольман.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №7, 1973