№1, 1965/На темы современности

Социальное исследование

«…Мне думается, что сейчас, как никогда, нужна литература зрелого мужества, литература глубокого социального исследования.

Я думаю, нужна бальзаковская сила в остроте социального исследования, проводимого через анализ человеческих душ».

Такую запись сделала Галина Николаева в своем предсмертном дневнике «Наш сад», опубликованном в десятой книжке «Октября» за прошлый год.

Обратите внимание на дважды подчеркнутую писательницей необходимость социального исследования в литературе. Это представляется мне весьма важным. Мы уже давно говорим о первооткрывательском, исследовательском характере литературы последних лет, о расширении ее тематического кругозора, ее проблематики. Но нередко мы упускаем из виду, что речь должна идти не об абстрактном, вневременном и внепространственном освещении нравственных вопросов, не о человеке и его деле вообще, а о социальной природе всех жизненных явлений, об их классовом и политическом смысле в условиях строительства коммунистического общества.

Приятно отметить, что призыв к социальному исследованию в искусстве раздается не только из уст нашего брата критика. Об этом полным голосом говорит художник, внесший, как известно, большой творческий вклад в литературу.

Что же нового дал минувший год в этом направлении? Позволю себе остановиться лишь на развитии некоторых тем.

Читатели заметили, наверное, что на протяжении последних лет вновь усилилось внимание нашей прозы к событиям и характерам эпохи Великой Отечественной войны. И это не просто литературная тавтология. Разумеется, можно встретить и книгу, повторяющую то, что уже описано и переписано не один раз. Но если говорить о плодотворном развитии и обновлении темы, то минувший год был в этом отношении знаменательным. И не только широким эпическим изображением военного времени, но и углубленной социальной разработкой отдельных характеров, лирическим раскрытием образа молодого человека, героя фронтовых боев.

Наряду с завершением эпопеи «Солдатами не рождаются» К. Симонова, дающей многостороннее изображение военных событий, в 1964 году появляется целый ряд произведений, которые рассказывают о юношах и девушках, покинувших школу накануне или во время войны и получавших «аттестат зрелости» уже на поле брани…

Я назвал бы эти произведения лиро-эпическими в отличие от монументального полотна К. Симонова, в котором эпическое начало определяет все повествование. В романе «Солдатами не рождаются» господствует объективно-аналитический рассказ о событиях и людях войны, взятой в большом масштабе. Это свойственно и ряду других книг военных писателей. Упомянутые же выше явления текущей прозы я отнес бы к лирическому повествованию, где горизонт событий несколько сужается и на первый план выдвигается личность рассказчика с его субъективными наблюдениями и переживаниями, отражающими, разумеется, известные типические стороны жизни предвоенных и военных лет.

Впрочем, произведения такого рода не являются жанровой новинкой года. Мы помним «Павлика» и «Чистые пруды» Ю. Нагибина (а также написанный Б. Ахмадулиной по «Чистым прудам» сценарий), «До свидания, мальчики!» Б. Балтера, «Один из нас» В. Рослякова и другие повести и рассказы. Отличительной чертой самых последних книг этого «направления» (если так можно выразиться) является стремление авторов обстоятельно показать жизненные, повседневные, практические истоки нравственного духа, который с такой силой обнаружило молодое поколение 30-х годов в битвах за Родину.

Вот почему история жизни героя, обстоятельства его соприкосновения с миром, его горести и радости прослеживаются с самого раннего детства. И это не кажется искусственным, нарочитым. Как справедливо заметил Д. Писарев, человеческий характер «образуется в борьбе, и борьба эта часто начинается с малолетства». Обращение к малолетству, на мой взгляд, может дать писателю интересный психологический материал для художественного воссоздания морального облика человека, советского образа жизни в его росте и развитии. Здесь необходимы, разумеется, как и в искусстве вообще, чувство меры, такт, точное ощущение правды, чтоб не впасть в лучезарную олеографию или, с другой стороны, в одни лишь «страсти-мордасти»…

Во всяком случае, интерес авторов к анализу самого процесса нравственного формирования характера молодого бойца-патриота Советской страны, начиная с его ранних жизненных шагов, говорит о возросшем чувстве историзма в современной литературе, о жажде социально-философского осмысления целой эпохи, породившей героев. Эти творческие тенденции реализуются не в суммарных описаниях, а в лирико-психологическом изображении конкретных судеб отдельных молодых людей, в том числе приемами автобиографии, посредством дневниковых записей, воспоминаний, что придает рассматриваемым произведениям непосредственность, живость и, если хотите, достоверность, увлекающие читателей.

«Я все знал о войне!» – восклицает очаровательный в своей наивности юноша в романе С. Баруздина «Повторение пройденного» («Нева»). Он, видите ли, четыре раза побывал на демонстрации фильма «Если завтра война.,.» и смотрел его «с восторгом и гордостью». Это были хорошие, искренние чувства. Хотя война вскоре оказалась «немножко» не такой, как в принаряженной киноленте, вера в победу своего народа продолжала крепнуть в растущем сознании мальчика.

Цитировать

Бровман, Г. Социальное исследование / Г. Бровман // Вопросы литературы. - 1965 - №1. - C. 32-37
Копировать